История девушки-сержанта, вернувшейся с фронта и столкнувшейся с реалиями гражданской жизни, рассказана в новом спектакле серовского драматического театра «Фронтовичка». Это если сжато. А если развернуто, то спектакль, прогон которого на серовской сцене состоялся буквально вчера, перерос в фундаментальное театральное творение, где есть место страстям, чувствам и прошивающим сознание лирическим сценам. В обойме этой жестокой мелодрамы с элементами триллера занята большая часть серовской труппы, а все действо разворачивается на протяжении двух с половиной часов.
Спектакль «Фронтовичка» повествует о Марии Петровне Небылице (Елена Федорова-Курбатова), украинской девушке, с фронта переехавшей за единственной любовью на суровый Урал. В ожидании возвращения возлюбленного Матвея Кравчука (Никита Паршин) 24-летняя девушка привыкает к жизни гражданской, к существованию вне землянок и окопах. Устраивается в местный ДК учителем хореографии, ее занятия посещают дети, закутанные в тулупы, шали, шарфы, ступают валенками по грубым доскам и в общей своей массе смотрятся бесполыми, сирыми и обезличенными. Пока Мария поглощена попытками раскрыть потенциал и таланты подростков, Матвей возвращается в родительский дом, но не один, а в компании уже беременной, будущей жены Александры Панариной (Карина Пестова). Поворот сюжета приводит к пронзительной драматической развязке.
Он необычен. Артисты для игры используют не только сцену, сцена в «Фронтовичке» — это весь зал. Большой кинопроектор, как некий артефакт, способный передать спектаклю атмосферу подлинности. С самого начала спектаклю будет сопутствовать рассказ Валентины Леонидовны Кузевановой, радиста, служившей в батальоне Украинского фронта.
Елена Федорова, исполняющая главную роль, резко изменила имидж. Фронтовая форма — лишь необходимый атрибут, но стрижка «под мальчика» весьма смелый шаг. В спектакле, несмотря на переход человека военного в состояние гражданского, налет фронта остается на протяжении лет и платьем в цветочек его не перебить.
Спектакль стремится шокировать с первых минут, когда глазам зрителя предстает военный госпиталь. В нем находятся раненные на полях сражений без конечностей, не видящие. Появление на сцене передвигающегося на руках героя Алексей Наволокова без обеих ног, попытка станцевать героя Степана Белканова, лишившегося на фронте обеих рук, стонущий, лежащий солдат, которому требуется постоянное внимание медицинской сестры. Это то ли лечебница, то ли последнее пристанище тех, кому надеяться на лучшую жизнь можно с трудом. Оттуда Мария отправляется на Урал.
Здесь же мелкие конфликты с гражданскими, долгая адаптация и вместо завода Мария идет работать в местный ДК имени Розы Люксембург. Дальнейшее перерастает в аналог мюзикла и история фронта сама по себе откатывается на второй план. Сюжет немного размывается, но хореографические зарисовки под мотивы екатеринбургской рок-н-ролльщицы Насти Полевой с умопомрачительной игрой света и тени открывают еще одну визуальную нишу спектакля. Дополнено ко всему прочему растяжками с лозунгами да призывами, изобилием видения характеров людей послевоенного времени.
Мария Небылица не может стерпеть предательства, противную соперницу и переезжает в ДК на ПМЖ. Из имущества лишь матрац, пепельница да стальной портсигар, из которого героиня ловко выуживает советские папиросы. Она сурова, озлоблена, не стесняется затянуться табаком при руководстве.
Встречи с минувшей любовью не миновать, Матвей явился вновь и страсти вспыхнули с новой неимоверной силой. Решив проучить предателя, Мария Небылица заявляет, что докатилась до жизни низкой и отныне больна сифилисом. От обиды и ненависти Матвей тянется в шкаф за ножом, бьет им девушку в бок, а сам отправляется на рудники.