Ровно 65 лет назад, 13 мая, в английском Сильверстоуне прошла первая в мире гонка формалы-1. Стартовавший на «Альфа-Ромео» 44-летний итальянский гонщик Джузеппе Нино Фарина лидировал всю гонку от старта до финиша и победил.
С тех пор «формулические» чемпионаты проходят ежегодно на 19 трасс в различных уголках мира.
Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды (гоночные автомобили) собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид.
Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в «Формуле-1» постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведет к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.
От каждой команды в каждом Гран-при должны выступать два гонщика, при этом раскраска машин должна быть одинаковой (за исключением номеров).
Гран-при проводится с пятницы по воскресенье (за исключением Гран-При Монако, где свободные заезды производятся в четверг) и состоит из свободных заездов, квалификации и гонки.
За первые десять мест на финише гонки пилоты и команды получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Трое первых гонщиков поднимаются на подиум. В честь победителя играет гимн страны, по лицензии автоклуба которой он выступает, а затем — гимн страны команды победителя. Страна команды победителя определяется по государству, выдавшему ей лицензию на участие. Если гражданство пилота и страна команды победителя совпадают, гимн играется один раз.
Очки, набранные пилотами в гонке, прибавляются к их счету в борьбе за титул чемпиона мира, а также к счету их команд в борьбе за Кубок конструкторов.
Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой», «королевскими автогонками». Формула-1 считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой — с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающими ее болиды самыми быстрыми гоночными машинами в рамках ограничений, устанавливаемых техническим регламентом. Несмотря на то, что из-за серьезных ограничений регламента, скорости в Формуле-1 не самые высокие в автогонках, и уступают, например, серии Champ Car.
Формула-1 является самым дорогим видом автоспорта. Бюджеты успешных команд измеряются сотнями миллионов долларов. Гонорары ведущих пилотов и ведущих специалистов измеряются миллионами (а иногда десятками миллионов) долларов.
В прошлом году в российском Сочи впервые прошел этап гонок Формулы-1. За всю историю гонок в них приняли участие лишь два российских гонщика: Виталий Петров и Даниил Квят (выступает и поныне), но особых лавров не снискали.
Первым российским гонщиком в Ф1 стал Виталий Петров. Вершиной его гоночной карьеры стал подиум за команду «Лотус». После трех сезонов он покинул серию и перешел в кузовной чемпионат ДТМ, где стал единственным пилотом, который не заработал ни одного очка за весь сезон.
— С 2014 года в Формуле-1 выступает Даниил Квят. У него пока нет подиумов, но потенциально, он талантливее Петрова, — говорит Дмитрий Скрябин, болельщик из Серова с 15-летним стажем. — Петров, по сути, свое место в Ф1 купил, а Квята пригласили. Причем ни абы куда, а систему «Ред Булл» (4 чемпионских титула). Он попал в топ-команду, но побед ждать вряд ли стоит. «Ред Булл» сейчас борется только за попадание в топ-10. Будут ли в России победители и чемпионы? Без инфраструктуры — нет. Нужны трассы (картинговые), секции и специальные учебные заведения.