Председатель комитета по энергетике, транспорту, связи и ЖКХ администрации Серовского городского округа Андрей Царегородцев был оштрафован за нарушение порядка ответа на обращение об утилизации ртутных ламп.
Напомним, мировой судья Лариса Лекомцева по постановлению Серовской городской прокуратуры привлекла к административной ответственности Андрея Царегородцева, председателя комитета по энергетике, транспорту, связи и ЖКХ администрации Серовского городского округа.
Андрей Андреевич был привлечен судом к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса об административных правонарушениях РФ — за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
В соответствии с карточкой регистрации корреспонденции 20 февраля 2015 года в адрес главы администрации Серова Евгения Преина поступило обращение Дмитрия Шульмина, депутата Молодежного парламента Свердловской области от Серова, Сосьвы и Гарей. Согласно резолюции обращение, касающееся вопроса организации сбора и утилизации отходов 1,2 класса опасности на территории Серовского городского округа, было передано на рассмотрение председателю комитета ЭТА и ЖКХ Андрею Царегородцеву.
— Обращение касается довольно важной темы — утилизации опасных бытовых отходов первого и второго класса опасности. Это — ртутьсодержащие отходы, к которым помимо люминесцентных ламп относятся также градусники, гальванические элементы и различные ртутьсодержащие приборы, аппараты и устройства, бытовые аккумуляторы, батарейки, устройства питания различных гаджетов, — сказал «Глобусу» Дмитрий Шульмин. — Изучив состояние вопроса, действующую нормативную базу, я написал письмо на имя главы администрации Серовского городского округа Евгения Юрьевича Преина с запросом информации. Письмо было зарегистрировано в администрации 19.02.2015 года. После того как в течение положенного по закону месяца я не получил ответа на свое письмо, попытался выяснить его судьбу, позвонив по контактному телефону. Мне ответили, что письмо было перенаправлено в комитет ЭТС и ЖКХ администрации. Однако в отделе ЭТС и ЖКХ о существовании письма не знали. Соответственно сотрудниками администрации были нарушены ст. 10 и ст. 12 Федерального закона ФЗ-69 от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан». Кроме того, тот факт, что администрация «потеряла» письмо, касающееся выполнения положений Постановления правительства РФ, мог косвенно свидетельствовать о желании скрыть нарушения в этом вопросе. В связи с чем я написал новое письмо на этот раз на имя прокурора Свердловской области Сергея Александровича Охлопкова, где изложил все указанные выше факты и попросил разобраться в ситуации, как с моим письмом, так и с порядком утилизации ртутьсодержащих люминесцентных ламп в городе Серове, если нарушения такового будут выявлены. В результате моего обращения в прокуратуру Серовского городского округа были выявлены нарушения Постановления Правительства РФ по вопросу утилизации энергосберегающих ламп.
Обращение Дмитрия Шульмина было перенаправлено из прокуратуры Свердловской области в Серовскую городскую прокуратуру.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что Постановлением администрации СГО от 5 июня 2012 года № 927 утвержден порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Постановление было опубликовано в официальном печатном издании и размещено на официальном сайте округа.
По этому постановлению, накопление ртутьсодержащих ламп от физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, осуществляется организациями, управляющими домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Управляющие компании должны информировать о порядке организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, местах и условиях приема и так далее.
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
По этим правилам, организуют сбор у потребителей (кроме собственников, нанимателей…, имеющих заключенный договор управления) и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутных ламп органы местного самоуправления.
Органами же местного самоуправления Серовского городского округа место первичного сбора и размещения отработанных ламп у потребителей, проживающих в индивидуальных жилых домах, не было определено — выяснилось в ходе прокурорской проверки.
«Каких-либо мер по информированию населения о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп администрацией не осуществляется», — говорится в ответе, направленном Дмитрию Шульмину, заместителем Серовского городского прокурора Павлом Рябовым, младшим советником юстиции.
— В каждом муниципалитете, в том числе, и в моем родном городе Серове, должен быть установлен порядок сбора ламп, определены и оборудованы специально отведенные места для этого и, самое главное, проведено информирование жителей города об этом порядке. Кто из жителей Серовского городского округа знает о том, где находится точка сбора ртутьсодержащих ламп для его многоквартирного дома, квартала, деревни? Как выяснилось, почти никто. Сигналы об этом, как и вопросы, куда можно сдать отработанные батарейки, поступали от неравнодушных горожан и раньше. И оставались без ответа. Однако теперь в статусе депутата, пусть и молодежного парламента, я получил возможность как-то разобраться в ситуации, — говорит Дмитрий Шульмин. — Ситуацию не спасает то, что за сбор таких ламп у жителей многоквартирных домов ответственность несет не администрация, а управляющие компании. Они так же, как и городские власти проигнорировали нормы Постановления Правительства РФ. И к настоящему моменту в Серове не действует ни установленный законом порядок сбора ртутьсодержащих ламп, не работает ни одного пункта приема отработанных бытовых батареек. Если моя информация устарела — поправьте меня, пожалуйста, очень хочется, чтобы все поменялось к лучшему.
По факту выявленных нарушений Серовским городским прокурором в адрес главы администрации Серовского городского округа Евгения Преина 26 мая было внесено представление. Что по итогам его рассмотрения решила администрация, «Глобусу» пока неизвестно. К теме вернемся.
Дмитрий Шульмин:
— Как многие из вас наверняка знают, есть целые классы бытовых отходов, которые в силу их опасности для здоровья и окружающей среды запрещено выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором. Самыми яркими и распространенными примерами таких отходов служат ртутьсодержащие люминисцентные (энергосберегающие) лампы и химические источники тока (аккумуляторы и батарейки). Приказом Министерства промышленного развития РФ от 15.06.01 №511 они отнесены к классам 1 (чрезвычайно опасным) и 2 (высокоопасным), соответственно. Согласно тому же классификатору срок восстановления окружающей среды при загрязнении отходами 2 класса составляет 30 лет, а после загрязнения отходами 1 класса вообще отсутствует! Загрязнение природы ртутьсодержащими отходами, такими как обычные градусники и лампы дневного света необратимо, оно приводит к выводу земель из хозяйственного оборота, а многолетнее накопление ртути приводит к развитию различных заболеваний, в первую очередь хронических поражений нервной системы.