Относительно недавно в газете «Глобус» вышел материал, сообщающий, что полиция начала рассматривание многочисленных заявлений людей, пострадавших от деятельности компании «Проинест». Допущу, формулировка действий полиции была совершенно другой. Но царапнуло меня в этом материале именно вот это слово: «Пострадавших»…
Мы тогда были еще совсем детьми, учились в начальных классах, когда на страну началось нашествие «МММ», «Хопер-Инвест» и Ко. В классе бурно обсуждалось, чьи родители куда и сколько вложили денег. И что они купят на полученную прибыль. Да, купят то и это и, обязательно им, детям – блок «Loveis…», «Тетрис» и «Денди». Я тоже хотела «Тетрис». Но со стороны своих родителей совершенно не наблюдала желания что-то куда-то вкладывать. И однажды спросила маму: почему она упускает такую возможность? И тогда она мне, восьми или девятилетнему ребенку, объяснила разницу между акционерным обществом и финансовой пирамидой. Сказав, что акционеры – это люди, вложившиеся финансово в создание некоего производства. Или фермы. Или в развитие уже имеющегося производства. Например, если это ферма – то в закупку новых пород скота. В закупку нового оборудования, облегчающего процессы ухода за животными и дойку. Мы жили тогда в поселке, мама работала на ферме. Ее слова про скот и дойку были мне понятны. «И вот тогда только, когда ферма начнет приносить прибыль, акционеры могут получить часть ее, — продолжила мама. — И это не 700 процентов в месяц, как обещают в рекламе. Это пять-десять процентов в год. И то если повезет».
Одного этого простого урока женщины, не имевшей никакого образования, кроме восьми классов поселковой школы и много лет проработавшей простой дояркой, было достаточно, чтобы никогда не вестись на заманчивые обещания финансовых мошенников.
Но в те годы, в годы совершенного отсутствия информации и опыта, поступки людей, вложивших свои сбережения в пирамиды, по крайней мере, понятны. Тогда еще верили всему, о чем говорилось с экранов и со страниц газет. И глобального понимания, что часть напечатанного и озвученного проплачено, еще не было. Сейчас про то, что всё, идущее от СМИ, есть разновидность рекламы чужих интересов, не знает лишь грудное дитя. Оттого и непонятна наивность людей, часть которых наверняка имела высшее экономическое образование, принесших деньги в «Проинвест». Хотя нет, не так. Мотивы как раз таки понятны: «Да, это пирамида, и она совсем скоро схлопнется. Но я не такой. Я — избранный. Мне повезет». Непонятна формулировка «пострадавшие» этом контексте. Некорректная она, что ли… Ведь некорректно назвать пострадавшим человека, проигравшего в казино. Или за карточным столом. Или, в тщетной надежде на взаимность, сложившего всю имеющуюся наличность в трусики танцовщицы в ночном клубе. А перед этом взявшего крупный кредит как раз для этих целей. Или спрыгнувшего с высотки в надежде, что в полете отрастут крылья. И он докажет всем, что именно он – рожденный не только ползать…