На авиабазе Гильзе-Риен в Нидерландах состоялась пресс-конференция, посвященная публикации финального доклада Совета по безопасности Нидерландов (DSB) о технических причинах крушения на востоке Украины Boeing 777 рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines, пишут «Ведомости».
В ангаре авиабазы на каркасе, имитирующем шпангоуты передней части фюзеляжа, собраны панели обшивки Boeing с отверстиями от поражающих элементов, внутри каркаса — фрагменты интерьера, в том числе кресел пассажиров. Пресс-конференцию ведет председатель DSB Тиббе Юстра.
Перед началом конференции Юстра саркастически назвал «интересными» результаты представленного сегодня в Москве анализа картины поражения Boeing, смоделированного концерном «Алмаз-Антей». «Особенно интересно, когда люди говорят, что не согласны с [нашим] докладом, когда до его обнародования еще полчаса», — отметил председатель DSB.
Юстра начал с того, что подтвердил: малазийский Boeing сбит ракетой «земля — воздух» комплекса «Бук» российского производства. Область возможного расположения огневой позиции — 320 кв. км, обломки самолета разлетелись на 50 кв. км.
Далее он констатировал, что власти Украины не обеспечили безопасность своего воздушного пространства для гражданских самолетов: после MH17 через эту зону пролетели 160 рейсов. «Никто [из авиакомпаний] не предполагал угрозы гражданским воздушным судам», — заявил Юстра. По его словам, во время трагедии поблизости от малазийского Boeing летели еще три самолета.
По словам председателя комиссии, вывоз обломков с места крушения проходил «сложно», однако все материалы подтверждают версию с «Буком». Он указал, что версия, согласно которой пассажирский Boeing сбила ракета «воздух — воздух» (на ней настаивает Следственный комитет России), является несостоятельной. «Высокоэнергетические» осколки боевой части ракеты нашли в телах пилотов и в элементах конструкции; следы краски на них соответствуют БЧ «Бука».
Завершая пресс-конференцию, Юстра заявил, что DSB «тщательным образом изучил комментарии со стороны Российской Федерации». Ответы на них изложены в приложении к докладу. Журналисты не смогли задать свои вопросы.
Сокращенная версия доклада опубликована.
Родственники жертв до официальной презентации первыми получили копии технического доклада и сопровождающих материалов. Специалисты заверили их, что смерть всех пассажиров рейса была мгновенной и безболезненной. Им сообщили также, что в телах пилотов были найдены поражающие элементы боевой части «Бука».
Совет по безопасности Нидерландов сегодня обнародовал финальный доклад о причинах крушения на востоке Украины Boeing рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines. Уголовное расследование для установления вины в крушении конкретных лиц ведет международная группа следователей, результаты будут опубликованы в начале 2016 г.
Сегодня же, 13 октября, «КоммерсантЪ» напоминает, кто и как расследовал крушение рейса МН17.
17 июля 2014 года под Донецком разбился пассажирский самолет Boeing 777 компании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. В тот же день Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий Украины начало расследование катастрофы. 23 июля оно передало дело Совету безопасности Нидерландов.
18 июля президент США Барак Обама со ссылкой на данные американских спецслужб заявил, что Boeing был сбит ополченцами с помощью ракеты «земля—воздух». Через три дня Госдеп уточнил, что запуск, вероятно, был произведен из ЗРК «Бук». Позднее к аналогичным выводам пришла Федеральная разведывательная служба Германии.
21 июля Минобороны РФ обнародовало спутниковые снимки Донбасса, якобы подтверждающие причастность украинских ПВО к крушению самолета. 31 мая 2015 года независимые эксперты из британского проекта Bellingcat в своем докладе обвинили министерство в фальсификации фото.
9 сентября сформированная нидерландским Совбезом международная комиссия, в которой работало более 900 специалистов, опубликовала предварительный отчет. Согласно документу, самолет был технически исправен и развалился в полете из-за «структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов». В июле 2015 года Генпрокуратура Украины продлила мандат международной следственной группы до 7 февраля 2016 года.
14 ноября в эфире программы «Однако» на «Первом канале» былпродемонстрирован присланный американским экспертом снимок, якобы запечатлевший украинский истребитель, сбивающий Boeing. 24 декабря представитель СК РФ Владимир Маркин подтвердил версию об украинском боевом самолете и даже назвал фамилию предполагаемого летчика.
9 января 2015 года опубликованы результаты совместного расследования немецкого издания Spiegel, некоммерческого проекта CORRECT!V и голландской газеты Algemeen Dagblad. По их версии, Boeing был сбит российским комплексом «Бук», доставленным из-под Курска.
30 марта Генпрокуратура Украины совместно с СБУ представила фильм-расследование с фрагментами переговоров ополченцев, якобы доказывающих их вину в крушении самолета.
12 мая был опубликован доклад Бориса Немцова по событиям на Украине, одна из глав которого была посвящена крушению Boeing. На основании данных ряда расследований, в том числе расследования газеты Sueddeutsche Zeitung и агентства Reuters, авторы доклада пришли к выводу, что Boeing был сбит из ЗРК «Бук», предположительно ополченцами.
2 июня свою версию крушения Boeing обнародовали представители концерна ВКО «Алмаз-Антей». В ней говорилось о том, что самолет рухнул из-за попадания ракеты 9М38М1 комплекса «Бук-М1», состоящего на вооружении Минобороны Украины.
17 июля материалы по расследованию крушения самолета опубликовала Генпрокуратура ДНР. Были обнародованы документы, в которых подтверждалась версия об украинском истребителе — заключения судебно-медицинской экспертизы, протоколы осмотра места происшествия, фотоматериалы и свидетельские показания.
29 июля Совбез ООН рассмотрел проект резолюции о создании международного трибунала по крушению малайзийского Boeing. За принятие проекта проголосовали 11 стран, трое воздержались, Россия применила право вето. Проект резолюции принят не был.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2831536