Уникальный тренер-воспитатель по боксу Владимир Черня намедни вернулся в Серов из поездки в Алтайский край. Он провел семинар для тренеров, готовящих спортсменов для выступления в боях без правил.
В интервью «Глобусу» Владимир Цезариевич рассказал о том, удачный ли получился опыт:
— Это не первый и не последний семинар, проводимый мною. Семинар прошел в алтайском Камне-на-Оби. Недавно с тем же семинаром был в Иркутске. Вообще хочу сказать, что теория физкультуры, теория спортивных единоборств, объединяет многие виды спорта, поэтому для меня двери открыты везде. Я проводил семинары для борцов, для сотрудников свердловского спецназа, бойцов ОМОНа. Кстати, в том году, я провел семинары в Краснодаре, три раза в Москве. Вот в Серове только ничего подобного не проводил…
— А в Серове почему не проводили?
— Видимо, в Серове все и так профессора… Считают, что рождается здесь все само по себе. Такой как Цзю родился и вырос сам, Тренихин Павел — сам… А я, даже в бытность свою тренером, всегда был за наличие методической, теоретической части в обучении. Причем — на самом высоком уровне… Всегда говорил, что в любом деле необходимо знание глубин. Глубины дисциплины. Мы часто бросаемся такими словами как «спорт» и «физкультура». Но что мы вкладываем в эти слова? Печально, что многие преподаватели этого не знают. Министр спорта не знает, что такое физкультура и спорт. Когда начинаешь рассказывать об этом, давать эти понятия — люди соглашаются. Это потому что все знания у большинства людей внутри. Нужно лишь приоткрыть дверь, за которой они — знания — находятся.
— Из чего состоял ваш семинар?
— Я заострял внимание на чисто теоретических понятиях. Что такое тренировка, что такое этапы тренировочного процесса. Из скольких этапов состоит тренировочный процесс? Многим тренерам сегодня я задаю этот вопрос, они отвечают, что из трех. Мое мнение, что из пяти. Они называют три, а два пропускают. Подчас мне кажется, что они пропускают самое важное. Тренировочный процесс состоит из трех этапов, говорят… Вот вы мне скажите, из каких?
— Предположим — подготовка, нагрузка, восстановление…
— Отлично, вы ответили как современный тренер. Они так и говорят, просто называют другими терминами. А я к этому списку добавляю еще две составляющие, например, беседа. Прежде чем говорить человеку «упал-отжался», поговори с ним. Как в отношениях с женщиной: сначала — поговори поговори. Тогда тебя примут и второй раз… В спорте общение значит многое, человек четко понимая задачи, начинает выполнять работу с удовольствием. А пятый элемент — это игра. Должна быть игра. Мы смотрим футбол, хоккей. Кто в них играет? Взрослые, богатые дяди.
— Точно, все люди играют в игры.
— Для игры не должно быть специального дня. Игра, ее элементы должны быть в каждой тренировке. Вот что я объясняю моим слушателям -спортсменам и тренерам. Я не учу, я делюсь опытом. На каждой тренировке я стараюсь вводить игровые виды спорта, начиная от футбола и баскетбола.
— На вашем семинаре были только тренеры, спортсменов не было?
— Да, только тренеры, причем тренеры заслуженные, воспитавшие чемпионов мира, Европы… Тренеры сели в кресла, растопырили пальцы: мол, Цезаревич, мы тебя уважаем, ну что ты нам скажешь? Мы тут и сами великие. Ладно, я спросил у них, что такое стойка? И, кроме как встать в стойку, тренеры ничего не смогли. Хотя теоретически могли бы и постараться объяснить, например, ребенку, который впервые пришел заниматься единоборствами. Я здесь не делаю фиксации на слове «бокс». Вот что такое стойка?
— Исходное положение перед началом поединка?
— Если была бы здесь аудитория, я бы попросил вам поаплодировать. Это — хороший ответ. Я в областном ОМОНе задал вопрос, что есть удар и ответ вдохновил меня не менее. Я делал мастер-класс с боевыми упражнениями. И один из бойцов ответил: удар — это продолжение мысли. Все очень просто. Мне нравится, что это мысли человека, он дошел до этого, не взяв мысль из учебника. Люди мыслят и открывают новое, делают удобным для себя. Вот пример, тренер Кусикьянц (Григорий Кусикьянц — советский тренер по боксу, Заслуженный тренер СССР) не учил Попенченко (Валерий Попенченко — советский боксёр, чемпион Олимпийских игр 1964 года в Токио, двукратный чемпион Европы, шестикратный чемпион СССР) опускать во время поединка левую руку. Попенченко боксировал с опущенной левой рукой и почти каждый бой завершал нокаутом. Борис Кузнецов боксировал с опущенными руками, хотя тренер наверняка ставил его в классику. Тем не менее, несмотря на опущенные руки, в олимпийского чемпиона Кузнецова невозможно было попасть. Я не думаю, что их этому учили, но людей нельзя ломать.
— Ломать людей… В Советском Союзе такого спорта как бои без правил точно не было…
— Хочешь спросить, почему появился такой спорт и такие люди как бойцы без правил? И почему вдруг сегодня, наше либерально-демократическое общество с этим соглашается?
— В том числе…
— Да просто приходится. Во всем мире это есть, а мы не должны отставать. Нужно помнить истину, что виды единоборств всю жизнь были прикладными к военному искусству. Защищать своих придется при помощи кулаков, законы начнут работать позже. Сначала в деле кулаки и спецподготовка.
— Дальнейшие планы?
— Я много где был, меня приглашают за границу, только в городе в этом отношении тихо. О том, что происходит в большинстве спортивных учреждений города, я не имею понятия. Есть разговоры о какой-то степени собственности отдельных лиц над этими учреждениями. Но в остальном, я не в курсе. Сегодня я не говорю о каком-то упадке. Я занимаюсь деятельностью, за которую мне платят, вопросов о том, как поддерживать на себе штаны, нет. Я успеваю посетить учреждения спортивного образования, обычные школы, институты. Я получаю свою аудиторию везде: среди школьников, студентов, профессоров, силовиков, это — хорошо. Это моя миссия, я рад тому, что меня приглашают. Тенденция идет к тому, что подрастающее поколение перестает смотреть на физическую культуру как на что-то тупое. Это перелом, смена взглядов, перемена фокуса.
ТЕКСТ: Алексей Пасынков, Андрей Клеймёнов, газета «Глобус».