Новогодние каникулы изменили российский туристический рынок до неузнаваемости. Продажи туров ряда крупных туроператоров впервые превысили продажи путевок в зарубежные страны. Но развернуться на российском рынке после закрытия двух самых массовых и популярных направлений — Турции и Египта — получается далеко не у всех. Туроператорам мешает небольшая емкость отечественных курортов, а также рост цен (15–18%) на их услуги. Из-за этого общий спрос на поездки по России вырос всего на 10%, то есть в два раза меньше ожиданий Ростуризма.
О том, что число проданных на период новогодних праздников туров по России в этом году превысило продажи за рубеж, “Ъ” рассказали несколько участников рынка. По словам гендиректора НТК «Интурист» Виктора Тополкараева в структуре продаж его компании на праздничный период на Россию пришлось примерно 50% путевок, следом идут Индия, Болгария и европейские горнолыжные курорты. В аналогичном периоде прошлого года доля российских направлений составила 15–20%, добавляет он. По словам господина Тополкараева будущая летняя программа также будет формироваться с расчетом на значительную долю внутреннего рынка. Аналогичные данные приводят в «Библио-глобусе». «На Россию пришлось 50% или больше проданных туров, в прошлом году это направление практически не котировалась, лидером спроса оставался Египет»,— рассказывает представитель компании Игорь Антонов. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе отмечает, что точных данных по продажам на новогодние праздники пока нет.
Специализировавшиеся на выездном туризме операторы начали активно работать на внутреннем рынке еще в 2014 году. Тогда на фоне кризиса доверия из-за череды банкротств участников рынка и начавшейся девальвации рубля объем продаж туров за границу упал на 30–40%. В прошлом году тенденция сохранилось.
Вице-президент АТОР Дмитрий Горин указывает, что некоторым крупным игрокам в этом сезоне действительно удалось заметно увеличить долю продаж на внутреннем рынке. «Речь идет о туроператорах, которые раньше других сделали на это ставку, для них это абсолютно предсказуемый результат»,— объясняет он. Гендиректор «Пегас туристик» Анна Подгорная указывает, что говорить о том, что внутренние направления стали составлять значительную долю всего организованного рынка, еще рано. «В этом году на новогодние праздники мы продавали только туры в Сочи, все сформированные путевки были реализованы, но нужно понимать, что емкость этого курорта, равно как и всего российского рынка, очень ограниченна»,— объясняет она. В TUI на долю России пришлось 15% продаж путевок, столько же заняли экскурсионные туры в Чехию.
Госпожа Тюрина называет еще одним растущим рынком организованного туризма страны СНГ — Белоруссию, Армению и Узбекистан. Так, спрос на туры в Белоруссию на время новогодних каникул в этом году вырос в полтора-два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но сами туроператоры пока чаще всего не готовы рассматривать СНГ как массовый рынок. «В этом году путевки по этим направлениям продавались на новогодние праздники, но нужно понимать, что речь в любом случае идет о сотнях, а даже не о тысячах человек»,— замечает господин Тополкараев.