Писатель и краевед, мастер литературы нового времени Алексей Иванов посетил Серов, побывал на металлургическом заводе и встретился с местной читательской аудиторией.
Стремительный взлет на Олимп писательской славы, удачные дебюты на ниве создания сценариев — все это про него. Романы, принадлежащие его перу, едва попадая на прилавки магазинов, становятся культовыми в читательской среде и бьют рекорды продаж. Писатель не скрывает, успехи в коммерческом сегменте позволяют ему не сталкиваться с потребностью в постоянной работе. Он — профессиональный писатель на протяжении вот уже 13 лет. Во время беседы удалось узнать еще много интересного.
Говорят, что Алексей Викторович покидает свою пермскую квартиру весьма редко и почти всегда по рабочим поводам. Его визит в Серов для поклонников творчества тем самым был особенно ценен. Услышать живое слово автора — всегда эксклюзив.
Мы в малом зале ДКМ, который аудитория заполнит в итоге полностью. Как и принято на литературных встречах, на столах размещены экземпляры двух нашумевших романов автора. Один из них совсем свежий — «Ненастье».
Открыли встречу с писателем Ольга Чернецова и Александр Якимов. Они поблагодарили уникального автора за визит и внимание к уральской истории. Мы публикуем самые интересные моменты беседы.
«Я хочу фильм снять об Урале»
Алексей Иванов Урал знает неплохо, много путешествовал, визит в Серов стал для него первым.
— Мне интересно было посмотреть на город, на завод. Вообще, уральские горные заводы — это моя давняя любовь, — признался Иванов.
Известно, что как-то раз писатель выступил под псевдонимом «Маврин». Историю связанную с его происхождением сам писатель называет «дурацкой».
Критики. Члены московской литературной тусовки заколебали отождествлять видимую простоту фамилии с краеведением и интересом к провинциальной культуре. Время показало, что использование псевдонима — не выгодно с экономической точки зрения, так как Иванова уже покупали. Роман «Псоглавцы» вышел под псевдонимом, но в последствии от него Иванов отказался окончательно. Со временем талантливый автор стал совмещать написание литературных произведений с телевизионными проектами. Несмотря на то, что с самого детства Алексей видел себя именно писателем.
— Я на факультет журналистики поступил для того, чтобы стать писателем, но уже тогда оказалось, что писательство и журналистика лишь существуют рядом и не более. Затея была ошибочной и путь в писательство через журналистику не лежит. В стране начались девяностые и про писательскую карьеру речи быть не могло. Издательства разваливались, система книгопродаж тоже. Но мечту свою я не оставлял и продолжал писать романы. В конце-концов, благодаря моей целеустремленности на меня обратили внимание. Концентрация на цели помогла мне достичь желаемого результата. А вот телевизионный проект «Хребет России» во многом удача. Это самый дорогой проект отечественного телевидения на то время. Он стоил более 2 миллионов долларов. Мои романы прочитал Анатолий Чубайс, который возглавлял РАО ЕС России. Он позвонил мне домой и спросил есть ли у меня какие-либо проекты, которые нужно поддержать. Я набрался наглости и сказал: «Хочу снять фильм об Урале, чтобы он прошел на федеральном канале и обязательно в нем снималась звезда. Мне нужен миллион долларов». Конечно Чубайс «упал у телефона», взял время подумать.
Вопрос вынесли на голосование акционерам компании и выделили миллион долларов. Кандидатуры нескольких телевизионных команд были рассмотрены по ходу работы и в итоге было принято решение нанять Леонида Парфенова и студию «Намедни».
— Проблема была в том, что никакой федеральный канал ни за что не возьмет фильм про провинцию более чем в четыре серии. Вот про кремлевских любовниц — пожалуйста. Это очень оскорбительно. Но фильм произвел хорошее впечатление, взял большой рейтинг. Однако для жителя Урала удивительно посмотреть фильм об Урале и не увидеть в нем ни Челябинска, ни Верхотурья. Все это приходилось вырезать и убирать потому что это не умещалось в формат четырех серий.
Мои герои не являются моим альтер-эго
— Главные герои в какой-то степени все похожи не меня: характером, жизненным опытом, позицией, темпераментом. Но у меня нет героя, который стал бы моей второй сущностью, но в каждом герое есть вклад от меня. Такие вопросы задают, например, похож ли я на Виктора Служкина. На это я отвечаю, что если бы был таким как он, сидел в тюрьме или собирал бы бутылки на помойке. Поскольку я сижу за этим столом… Нет, я не Виктор Служкин.
Кто станет новыми классиками литературы решит общество
— В конце-концов, называть кого-либо классиком буду не я. Я могу назвать, кто является лидерами этого рынка, но что говорить, кто получает главные премии — тот и является лидером, их и нужно читать. Вопрос в том, будут ли их читать лет через 50? Будут ли они отражать картину эпохи, я не знаю.
В каких жанрах вы не будете писать?
— Есть разные жанры. В том числе коммерческие и ничего уничижительного в этом нет. Безусловно, есть жанры, в которых я никогда не буду работать. Например, никогда не напишу женский иронический детектив, сказку, детское произведение. Это не мое. Но я работаю с многими жанрами, мне нравится их менять. Жанр диктует тема, на которую хочется говорить. Если говорю о народе, то подойдет эпос, а если о мироощущении современного человека, то обращусь к современной городской прозе. Жанр зависит от темы, для меня всегда было так. Жанр для меня вторичная вещь.
Вдохновение — это для юности
— Я писатель профессиональный и не могу полагаться на вдохновение. У вас на заводе ведь не работают так: пришел в цех сталевар и произнес: «что-то я не во вдохновении» и не стал работать. Такого нет. Вдохновение на самом деле помогает не работать, оно помогает придумывать. Вот когда придумываешь, всегда опираешься на вдохновение. Я же профессионал.
Фишка Урала — горные заводы
— Я много размышлял и говорил об этом. Все, чем может похвастаться Урал, уже существует в этом мире. Леса, скалы, горы. Не существует только одного. Это и является фишкой Урала. Не существует горных заводов, это сугубо российское явление, которое концентрируется в 18-19 веках и в основном на Урале. Это совершенно уникальный тип производств. Их было около 220 на всем Урале. Они были связаны в единую систему. Мы до сих пор конкурируем на мировом культурном рынке именно этими уникальными явлениями.
Что такое провинция и столица?
— Мнение жителей Москвы о том, что жизни за МКАДом нет — абсолютно несправедливо. Это абсолютно точно, но как это можно изменить, я не знаю. Что такое провинция? Это территория, где нет исторического времени. Там всегда будет одно и то же, несмотря на времена. Раболепный народ, ворующие чиновники и многое другое. Фишка в том, что провинциальность и столичность — это разные культурные проекты. Урал — это промышленный культурный проект, южная Россия — это сельский, казачий культурный проект, центральная Россия — это крестьянско-помещечий культурный проект. Северная Россия — это добывающий проект. Это не копии московского проекта, их нужно рассматривать и понимать отдельно. В Москве же считают, что никаких других культурных проектов, кроме нее, нет. Вот когда установится мнение о том, что все мы представители разных культурных проектов и люди одной страны, мы к этим проектам будет относиться более бережно.
Существует ли «уральский менталитет»?
— Это вопрос сложный. У академика Лихачева однажды спросили, что такое «русский характер»? Лихачев ответил, что не бывает «русских характеров». Особенность — это акцент, а не качество. «Уральский характер» — это не какой-то уникальный характер. Но народам свойственно приписывать себе характеристики типа гостеприимности и многого другого. Так вот, все качества, которые принято перечислять, характерны для любого народа. Не нужно делать на них упор. Просто в каждом культурном проекте люди самореализуются по одной стратегии. Для крестьянина главная ценность — власть и собственность. Для рабочего главная ценность — труд, чем значительнее плоды его труда, тем больше его вес. Для Урала образ умельца, мастера — является главным.
Никакого особенного места на Урале религия не занимает…
— Никакого особенного места в региональной идентичности религия не занимает. Для каждого человека в отдельности — это важно. В коллективном же сознании она не занимает никакого места. Когда труд — главная ценность — это нормальная ситуация. Технологии существуют объективно в независимости от религии. Однако, когда строили горные заводы бытовал обряд, что в основании плотины нужно положить мертвеца, тогда она будет стоять крепко. Такое поверие существовало. Или, например, когда-то верили, что если доменная печь барахлит, чтобы наладить ее, нужно бросить в нее икону. Такие суеверные черты уральских мастеровых.
«Помощь нужна?»
— Во время работы над романов «Е-бург» господа — владельцы «Гринвич» (Торговый центр в Екатеринбурге) — подошли и спросили: «Помощь нужна?». Книгу нон-фикшн невозможно делать за собственные средства. Это роман можно написать сидя дома, а здесь нужны путешествия, изыскания, материалы. Если бы у меня не было спонсоров, не было бы книги, либо ее написание затянулось бы на несколько лет. Спонсоры нашлись и проект был готов за год. При этом они никоим образом не определяли ни содержание книги, ничего. Они даже не знали, что я пишу. Потом я читал «разоблачения» в прессе, что я написал книгу на заказ. Но могу сказать, что компания этих спонсоров занимается строительством, а на обложке книги изображен небоскреб «Высоцкий», который построен главным конкурентом моих спонсоров. Если бы они реально проплатили эту книгу, вряд ли бы согласились, чтобы их конкурент был на обложке. Это — бескорыстная помощь.
Каков вектор общероссийского развития? В том числе и Урала
— Мне представляется, что все мы находимся в процессе стагнации. Все процессы затихают, останавливаются. Нужен импульс, чтобы снова начать развиваться и двигаться вперед. Если говорить о том, что мы имеем, сейчас страна будет рушиться. Конечно останется Москва, Екатеринбург. Всех остальных примеров культуры будет оставаться меньше и меньше. В таких ситуациях я предпочитаю действовать по принципу римских легионеров: «Делай что должен и будь что будет!»
На этом мудром совете беседа стала подходить к концу. Представители местного истеблишмента подарили писателю несколько ценных уральских подарков и наступило время автограф-сессии.