Российский союз автостраховщиков (РСА) намерен принципиально изменить систему возмещения убытков по ОСАГО. Сейчас пострадавший автовладелец может выбрать, получить ли со страховой деньги или поручить отремонтировать автомобиль, в РСА же предлагают осуществлять ремонт практически безальтернативно: денежная выплата будет применяться лишь в исключительных случаях, например, когда до сервиса далеко ехать. Эксперты считают, что автовладельцы от нововведения проиграют: в автосервисах, куда страховые компании направляют клиентов, машины ремонтируют некачественно. ЦБ просит РСА доработать проект.
О планируемом нововведении вчера рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. По его словам, союз подготовил поправки к закону об ОСАГО, где содержится норма, которая «установит приоритет ремонта машины над денежными выплатами». «Мы считаем, что потребителю в первую очередь нужно восстановить транспортное средство»,— пояснил господин Уфимцев. По его словам, поправки могут быть приняты уже в 2016 году.
Страховые компании идею поддержали. По словам замдиректора по урегулированию убытков АО СОГАЗ Алексея Карпицкого, автовладелец, получивший деньги, «вынужден самостоятельно искать станцию техобслуживания и согласовывать со страховщиком цены на ремонт». «Все это отнимает силы и время»,— говорит он. Идею РСА одобряет и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Страховщики покупают услуги автосервисов и запчасти оптом, в итоге для них ремонт обходится гораздо дешевле, чем для автовладельца,— говорит он.— Да и потом, не надо будет спорить со страховщиками и судиться. Предложенная РСА схема не устроит, пожалуй, только владельцев раритетных машин».
Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников выступил категорически против новых правил. «У сервисов, работающих со страховщиками, обычно очень низкое качество ремонта,— говорит он.— Если бы водитель мог выбрать, где чинить машину, то я бы с этим предложением согласился».
Любопытно, что тема приоритета ремонта над денежной выплатой уже возникала в страховом сообществе — на старте ОСАГО в 2003 году. Но тогда она не попала в закон именно из-за сложности процедуры регламентации.