Ажиотаж. Таким словом можно назвать то, что происходит в пятидневку между окончанием выдвижения и сдачей подписей избирателей кандидатами в депутаты по тому или иному многомандатному округу, с 18 по 23 января. Так как треть кандидатов о своем участии в выборах заявили в последний день, 18 января, то и времени на сбор подписей у них было всего 5.
Жители в многоквартирных домах уже не удивляются, услышав в ответ на вопрос: «Кто там?» фразу: «Откройте, мы подписи собираем!». Больше семи десятков кандидатов и их представители в эти дни стучали и звонили в квартиры серовчан с просьбами расписаться в подписном листе.
Комплекты листов и иных документов, по данным на 21 января, сдали на регистрацию почти 60 человек. Восьмерых из них зарегистрировали, еще у 50 проверяют.
Но основная нагрузка на проверочные рабочие группы комиссий ляжет после 23 числа, когда закончится прием документов на регистрацию.
Учитывая, что в комиссия – люди работающие, и посвящать выборам они могут не более 4 часов в день, задача перед ними стоит нелегкая.
На проверку подписей дается 10 дней с момента сдачи бумаг. Последний день, когда в комиссиях у кандидатов возьмут подписные листы – 18 часов понедельника, 23 января.
Уже есть случаи, когда действия выдвиженцев пытаются оспорить в суде: оппоненты написали заявление о том, что подписные листы одного из кандидатов были заверены, якобы, не по форме. Сейчас идет разбирательство.
Главные недочеты, по которым бракуют подписи избирателей – несоответствие адреса в подписном листе сведениям из базы данных миграционной службы (это соответсвие проверяется), помарки и исправления, неправильное заверение листа сборщиком подписей.
Всего выдвиженцам надо собрать на своем округе 60 подписей. При этом им дается «право на ошибку» в 10% от этого числа.
То есть максимальное число подписей, которое могут принять у кандидата – 66. Последний срок их приема – 18 часов 23 января, в понедельник. На проверку подписей рабочим группам комиссий дается 10 дней.
Как показывает опыт избирательных компаний, не все выдвиженцы приносят подписные листы, и не всех кандидатов, их сдавших, регистрируют: подписи проверяют серьезно, вплоть до привлечения специалистов-почерковедов.
На иных территориях стадия сбора и проверки подписей – первая, которую используют власти, чтобы отсечь неугодных кандидатов в депутаты. «Обиженные» кандидаты потом пишут протесты, заявления в суд.Но в нашей территориальной комиссии таких случаев прежде не бывало.
Во время избирательной кампании в Законодательное Собрание области (выборы состоялись 4 декабря прошлого года) Серовская ТИК не зарегистрировала одного из кандидатов, у которого число забракованных подписей превысило разрешенный процент, но кандидат не стал протестовать, тем самым признав свой прокол.
Параллельно с подписной разворачивается и агитационная компания: в выходные по квартирам многоэтажек бойкие сотрудницы метзавода разносили красочные буклеты с фотографиями и рассказами о кандидатах с предприятия.
Каждый буклет женщины давали в руки жильцам или оставляли в дверной ручке там, где на стук никто не открыл.
Буклет дает некоторое представление о методике «похода за голосами». Метзаводчане выдвинулись и идут на выборы тройками, призывая избирателей голосовать не за кого-то одного, а за заводскую команду из трех человек, которая идет по данному округу. (Из всего списка в Думу по округу пройдут трое, кто наберет больше всего голосов).
Такие же «птицы-тройки» сформировали (или создают) и другие группы, которые направили своих представителей в Думу.
Условно таких групп три: промышленников (работники заводов, энергопредприятий, «лесники»), молодых предпринимателей (это, как правило, сторонники и коллеги Сергея Семеновых, директора по науке Северного образовательного центра) и административно-бюджетная, куда вошли директора школ, заведующие детсадами, сотрудники близких к администрации ООО.
Но есть и немалый отряд претендентов, которые не относятся ни к одной из групп, а идут на выборы каждый за себя.
При этом четко говорить о том, что все кандидаты в группах заодно, нельзя.
Так, по нашим сведениям, представителям заводов пока не удалось договориться о совместных действиях на поле битвы за мандаты, и каждое предприятие рвет гужи только за своих выдвиженцев.
«В товарищах согласья нет» и в группе предпринимателей: здесь собраны люди амбициозные, в себе уверенные, энергичные, поэтому подчиняться чьей-то воле и указаниям во время кампании не спешат.
И, тем не менее, можно предположить, что в названных нами кандидатских образованиях будут общая агитационная кампания (по придумкам одних и тех же для всех политтехнологов и журналистов), общие аргументы за «своих» и против «чужих», совместное участие во встречах с народом.
Возможен также и досрочный сход с дистанции того или иного кандидата с призывом отдать голоса «его» избирателей указанному им товарищу.
Сбор кандидатов под одно знамя для «рулевых» групп важен еще и потому, что из числа 25 депутатов будет выбираться глава Серовского городского округа.
Представим на секунду, что в Думу избрали всех выдвинувшихся по округам бюджетников. За кого они проголосуют – будь предложены на пост главы две кандидатуры: Семеновых и Анисимова?…
И хотя до 4 марта еще 6 недель, иные активные кандидаты-политики вовсю прикидывают – с кем и против кого нужно подружиться уже сейчас, чтобы главой стал тот, а не иной человек, «своя» креатура.