Вечером в пятницу, 13-го, на сцене серовской драмы шла премьера спектакля «Обыкновенное чудо», ознаменовавшая завершение очередного театрального сезона. Режиссер-постановщик Петр Незлученко при производстве этой театральной работы словно поставил задачу уйти от старомодного, устаревшего облика оригинальной пьесы Евгения Шварца и представить зрителям нечто совершенно неожиданное.
В начале всего зритель видит сцену, практически лишенную каких-либо элементов интерьера. Хозяин (Артур Мафенбайер) с камерой и штативом непринужденно беседует с присутствующими в зале зрителями, выводя их крупные планы на экран, а хозяйка (Елена Федорова) в сером, грубом фартуке бодро метет пол от бутафорских листьев. По мнению Хозяина, жизнь не должна быть скучной.
Вокруг присутствующих, уже не театральный зал, а свободное пространство для совместного творчества, открытого, вербального диалога зрителя и актера. А затем, что называется «без швов», затихает зрительский гомон и начинается спектакль, от этого воистину захватывает дух. В «Обыкновенном чуде» серовской драмы часть актеров, играющих ключевые роли, просто сидят в зрительном зале и это говорит о том, что тот самый интерактив будет продолжаться и продолжаться, а значит и непосредственное участия зрителя в происходящем. Чеховцы посмотрели на все это дело совершенно иначе.
Пространство сцены начинает напоминать некие апартаменты. Король (Дмитрий Самсонов) демонстрирует семейное древо, где без прикрас и открытым текстом тетя охарактеризована визгливой бабой, брат — скотиной, мать — грымзой. Один из родственников утонул в аквариуме, а сестра выходила замуж 18 раз. Юмор здесь сохранен, где-то приумножен, но сдержан и музыка звучит совершенно иная: Мумий Тролль, атмосфернейшие мельбурнские пост-рокеры The Temper trap и совершенно не вписывающаяся в список Нюша…
Актеры в первой части спектакля транслируют зрителям театральную работу, что стыкуется с канонами реалити-шоу. То есть отдельным сценам предшествуют интервью, описывающие различные события, изображения спикеров возникает на большом экране. Прием отнюдь не нов, если брать во внимание то, что изначально он укрепился после создания на сцене серовской драмы «Золотого дракона» в творческом сотрудничестве с немецким режиссером Андреасом Мерцем-Райковым. Такой прием на первых порах смотрелся бесспорно свежо и интересно, но сегодня лицезреть его в каждом центральном спектакле уже отчасти надоедает, визуально работа становится немного предсказуемой.
Однако, в случае «Обыкновенного чуда» ситуацию выравнивают другие визуальные эффекты, чего стоит лишь сцена метели.
После окончания спектакля, подобные примеры прекрасной работы всего коллектива театра, художественно-постановочной группы будут жить в памяти очень долго.
Спектакль разгоняется долго. Сначала зрителя могут сбить с толку громоздкие и чрезмерно растянутые диалоги, да и сам спектакль представляется фундаментальным по хронологии — целых три часа. Могут сбить с толку и кардинальные отличия от знаменитой советской экранизации, но тем не менее постановка серовской драмы кажется весьма интересной. Актеры на высоте, им невозможно не симпатизировать.
В ролях: Артур Мафенбайер, Елена Федорова, Евгений Вяткин, Дмитрий Самсонов, Анастасия Козьменко, Петр Соломонов, Андрей Каркунов, Марианна Незлученко, Светлана Виниченко, Татьяна Кожевникова, Дмитрий Плохов, Алексей Дербунович, Сергей Каляев, Никита Паршин.
Режиссер-постановщик спектакля Петр Незлученко.