Скандал разразился в первых числах июня, когда на просторах социальных сетей появился скриншот фотографии. На ней запечатлена юная серовчанка, забравшейся на православный крест, установленный на руинах взорванного храма. Скриншот моментально начал обрастать гневными комментариями.
Это была именно фотография, школьницу кто-то снимал. Спустя несколько дней, после осуждения пользователями снимка, девочка, выложившая фотографию у себя на странице в соцсети «Вконтакте», удалила снимок.
Настоятель Преображенского храма отец Сергий, инициатор обустройства руин взорванного храма, комментировать ситуацию отказался, сказав лишь: «Мы никого не осуждаем». Слова эти прозвучали и в адрес тех, кто залазит на крест, и в адрес, тех кто расписал тротуарную плитку у памятника различными надписями.
Что такое «хорошо, а что такое «позорно»?..
Правоохранительные органы нашли «хулиганок» только 8 июня, когда тему подхватили СМИ.
Руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых, комментируя произошедшее, виной случившемуся назвал очевидные пробелы в воспитании — как со стороны школы, так и со стороны родителей.
– Сотрудники полиции Серова уже установили их (девочек, — прим. редакция) личности. В ходе поквартирного обхода близлежащего жилого сектора личности «героев» и их родителей установлены, – рассказал «Глобусу» Валерий Николаевич. – Как подростки, так и их родители, опрошены. Как заверили родители и сами подростки-школьницы, они сделали соответствующие выводы. Это жительницы Серова 2003 года рождения, то есть девочкам по 12 лет. Одна взобралась на крест, другая сфотографировала ее, потом выложили в сети. То есть это не селфи, а фотография. Ничего плохого, говорят они, сделать не хотели. Тем не менее, эта история показала очевидные пробелы в воспитании этих девочек. Со стороны местной школы, где они учатся, а также — со стороны родителей подростков. Девочки живут в полных семьях, в полиции на учете не состоят, и, более того, характеризуются положительно. Еще раз повторюсь – очевидный просчет в работе как в школы, так и со стороны их родителей. Поэтому органы внутренних дел провели необходимые профилактические мероприятия. В адрес учебного заведения будет направлено соответствующее представление с целью уделить воспитанию подрастающего поколения более пристальное внимание. В части формирования в их душах более четких понятий, что такое «хорошо», а что такое «позорно». По итогам начавшейся проверки органы внутренних дел примут соответствующее решение.
Комментарий от школы, в которой обучаются девочки, пока получить не удалось. У директора — совещание.
«Нормальная» игровая ситуация…
По мнению психологов, подобное поведение детей — не удивительно для такого возраста. Подростки воспринимают это как «нормальную» игровую ситуацию и PR в соцсетях.
– Пик вандализма приходится на возраст 11-13 лет. И если ранее этому были подвержены больше мальчики, то в последнее время всё чаще в эту категорию попадают девочки, – комментирует ситуацию психолог Светлана Помелова. – Противоправные действия рассматриваются самим подростком как развлекательное времяпрепровождение. Скука и желание развлечься, поиск острых ощущений и новых впечатлений, повышение статуса в группе сверстников, «запиариться» в социальных сетях (по принципу старухи Шапокляк, которая уверяла «хорошими делами прославиться нельзя»), противопоставление себя обществу – основные мотивы совершения подростками социально-неодобряемых поступков.
Светлана Васильевна отмечает, что причиной такого «отклонения от нормы» может являться разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
– С позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением, – говорит психолог.
Светлана Помелова не умаляет «заслугу» родителей, социальных сетей и средств массовой информации в подобном поведении ребенка:
– Этические понятия подростков формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, то под влиянием любого человека, которого подросток «уважает». Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано, не знают и не бояться социальных последствий правонарушений. В группе с асоциальным или криминальным лидером подростки могут совершить любой поступок, если прикажет лидер. Необходимо отметить негативное влияние СМИ и социальных сетей на формирование ценностей у подростков – молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.