Количество регионов с повышенным риском экономической напряженности в 2015 году увеличилось в 1,5 раза. В первом полугодии 2015 года высокий уровень напряженности наблюдался в 43 регионах, во втором полугодии их число возросло до 60. Об этом говорится в докладе об индексе социально-экономической и политической напряженности, подготовленном экспертами Комитета гражданских инициатив. Доклад опубликован во вторник, 14 июня, сообщает «Дождь».
Усиление экономической напряженности эксперты КГИ объясняют падением розничного торгового оборота и объема внешних инвестиций, а также увеличением бюджетных долгов. Кроме того, в регионах отмечается снижение реальных доходов населения.
Очень высокий уровень экономической напряженности отмечается в 36 регионах, среди которых Астраханская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Курганская, Нижегородская, Омская, Псковская и Ярославская области, а также республики Калмыкия, Марий Эл, Мордовия и Северная Осетия.
Параллельно с ростом экономической напряженности в Комитете гражданских инициатив зафиксировали увеличение количества регионов с высоким риском протестной активности. В исследовании говорится, что этот показатель в 2014-2015 годах «постоянно растет».
Эксперты отмечают, что протестная активность наблюдается в крупных регионах: это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Нижегородская, Новосибирская и Свердловская области, Краснодарский край и республика Татарстан.
Эксперты КГИ подсчитали, что во втором полугодии 2015 года в России провели 760 протестных акций. Они были связаны с защитой прав на предпринимательскую деятельность, трудовых прав и городской среды. Также россияне протестовали в связи с выборами. Кроме того, протесты были связаны с работой системы ЖКХ.
В докладе также указываются регионы с высокой политической напряженностью. В их числе Москва, Пензенская, Челябинская и Еврейская автономная области, а также республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия. Рейтинг определялся исходя из оценок независимости депутатов местных парламентов и по уровню политической конкуренции. Учитывалось также представительство оппозиционных непарламентских партий в Законодательных собраниях и наличие конфликтов внутри региональной власти.