28 июля 1586 сэр Томас Хэрриот привез в Европу картофель. Современнику Шекспира (был близко знаком) и Галилея (состоял в переписке) было тогда 26 лет. Он входил в состав английской экспедиции знаменитого искателя приключений Уильяма Рэлея, основавшей первую колонию в Северной Америке, отвечал в ней за штурманскую подготовку. Он первым попытался составить алфавит и словарь индейцев, по возвращении подготовил одно из первых описаний берегов Америки. Позже Хэрриот прославится как математик и астроном, введет в обращение знаки > (больше) и < (меньше), составит лунную карту, будет с помощью телескопа наблюдать пятна на Солнце.
А тогда он привез в Англию и необычайный груз — захваченный знаменитым пиратом Дрейком у испанцев картофель. Родина этого овоща — Южная и Центральная Америка, поэтому испанцы и стали первым европейцами, узнавшими о его существовании. Они даже посылали необычное растение Папе Римскому. Но для истории сохранились не испанские имена, а английского математика, который высадил первые плоды в ирландском имении своего покровителя. Ирландия станет первой страной, где картофель станет главным продуктом питания. Успеху овоща в этой не слишком плодородной, раздираемой войнами стране послужит не только его урожайность, но то, что обычные посевы во время набегов просто-напросто вытаптывались, а скрытая в земле картошка оставалась невредимой.
Распространение картофеля на континенте будет идти с трудом, с вершками и корешками еще долго не смогут разобраться, растение будут культивировать как лекарственное, а властям придется прибегать к самым хитроумным мерам, так как принудительные окажутся неэффективными. Во Франции, например, сначала картофель будут считать причиной проказы и прочих жутких болезней, а когда его начнут выращивать, то станут выставлять для охраны караул.
Правда, на ночь его будут специально снимать, а крестьяне начнут тайком выкапывать овощ и высаживать у себя. В России появление картофеля связывают с именем Петра I, приславшего фельдмаршалу Борису Шереметеву мешок картошки из Голландии, но он мог проникать в пограничные области также из Польши и Латвии, где возделывать картофель стали еще в последней четверти XVII века.