Сотрудники предприятий «Кингкоул», протестующие в Ростовской области, рассказали, что их не пустили в Москву на встречу с депутатами Госдумы, сообщает «Новая газета».
«Мы стоим в пикете полгода, две голодовки прошли уже. Результатов никаких. Осенью к нам приехали депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Николай Коломейцев. Встреча с ними была 23 ноября, на этот же день администрация назначила встречу с первым замгубернатора Александром Гребенщиковым. По сути ничего им не было сказано», — рассказала «Новой газете» маркшейдер, активистка инициативной группы шахтеров Татьяна Авачева.
В этот же день, продолжила Авачева, на встречу с депутатами Госдумы собрались 500 человек. Парламентарии сказали шахтером, что вопрос с их зарплатами решится, деньги будут выделены из Резервного фонда. Зарплаты, по словам депутатов, шахтерам должны были перечислить в течение полутора месяцев.
«Люди поверили, впервые надежда появилась. Люди им аплодировали. Потому что как мы живем… Два года без денег. У людей нет денег ни кредиты выплачивать, ни поесть, ни поболеть. Шесть человек уже умерло, сильные, нестарые мужики, кто к нам на пикеты ходили. Теперь жены… вдовы ходят за них», — говорит она.
«В декабре те же депутаты пригласили в туристическую поездку в Москву. Посетить зоопарк и заодно депутатов-коммунистов. Как ответный визит. И чтоб ускорить наш вопрос. Мы должны были встречаться у памятника героям-дружинникам на Красной Пресне. Это был бы не митинг, а встреча с депутатами, на встречу разрешения не надо. Мы знали, что в Госдуме про нас говорят. Что выступает депутат Максим Щеблыкин, просит, чтобы пенсионеры-шахтеры частной угольной промышленности бесплатно получали пайковой уголь», — продолжает Татьяна.
По ее словам, Щеблыкин занимается этим вопросом с 2010 года, и те люди, с которыми он пообещал бесплатный уголь, уже умерли.
«Он (Щеблыкин — ред.) же говорил, что надо по нам создать рабочую группу и выплачивать деньги из резервного фонда. А правительство нашей области опять против — давайте, мол, 50 миллионов у предпринимателей возьмем, всем по денежке раздадим, а потом еще что-нибудь найдется. Это просто деньги распылить. Как перед выборами 20 миллионов рублей распылили — кто по сто рублей получил, кто по 200, кто по 2 тысячи».
Авачева рассказывает, что 159 человек решили поехать в Москву. За несколько дней до поездки к ним домой пришли полицейские.
«Сначала гуковская полиция по всем ходила — они нормально общались, говорили: ну вы подумайте, может, не надо ехать, мы вам не советуем. Потом из Ростова полицейские приехали и тоже начали семьи обходить. Они уже пугали. «Вы поедете, вас там арестуют, оштрафуют», «подумайте о семье» и даже: «если вы поедете, ваши дети в полицию никогда работать не устроятся». Половину наших удалось отговорить. Звонили, отказывались — то они заболели, то дети заболели, то непредвиденные обстоятельства. Ну я понимаю, вычеркивала и все», — говорит активистка.
«За нами должно было прийти два двухэтажных автобуса. Мы пришли вчера к «Кингкоулу» в пять вечера. Там уже полиции около сотни стоят. Сказали, что проводят операцию по борьбе с террором, называется — «Анаконда». Казаки шныряли между нами, слушали разговоры. Автобусов нет. Дороги, вроде как, заблокированы. Позже вышли глава города Виктор Горенко, областной министр энергетики Михаил Тихонов. Они пообещали перед Новым годом выплатить 50 миллионов рублей. Люди начали на них кричать страшно, двинулись, чуть до бунта не дошло. Несколько часов стояли на морозе. Короче, им удалось отговорить собственника транспорта. И никуда мы из Гуково не уехали. Сегодня сделали с депутатами телемост, а еще 10 человек на личном автотранспорте пытаются добраться до столицы», — подытожила она.
Татьяна Авачева, шахтер Валерий Дьяконов и взрывник Николай Надкерничный заранее купили три билета в Москву в кассе соседнем городе Зверево. Однако они не успели на автовокзал, потому что полиция четыре раза останавливала их машину для проверки документов.
«В Гуково пошли покупать — «нам запретили продавать». В других городах — тоже. Приказ по всем кассам области — не продавать билеты на Москву. На въезде в город уже стоят посты полиции, проверяют каждую машину. Наши документы проверяли на каждом посту, полностью досматривали машину и держали по полчаса. Мы поняли, что на автовокзал не успеваем. Решили, что поедем в Каменск, там можно догнать наш автобус, он двадцать минут стоит. Там такой карман у трассы, где кафешки и киоски, туда все автобусы заходят», — говорит Татьяна.
Когда активисты приехали в Каменск, то на стоянке уже был другой автобус.
«Спросили у водителя, сможет ли он продать нам билеты и довезти нас. Водитель переписал наши данные, взял деньги, потом пошел оформлять билеты. Когда вернулся, попросил выйти из автобуса, отдал деньги и сказал, что ему запретили. Смотрим: в кармашке уже три полицейские машины стоят, а все следующие автобусы мимо кармашка шли. И наш автобус мимо проехал. В три часа ночи добрались домой. Была идея попробовать поездом, но поезд — очень дорого для нас. У нас по конституции свободное передвижение. Мы не ожидали такого»,— добавила Татьяна.
Напомним, 2200 сотрудников угольной компании «Кингкоул» два года не получают зарплату. Сумма задолженности составляет 350 миллионов. Компания проходит процедуру банкротства, шахты затоплены, директор «Кингкоула» Владимир Пожидаев находится под арестом с 12 августа. Шахтеры ежедневно пикетируют офис компании, держали две голодовки. Они требуют возмещения задолженности от государства, так как ни прокуратура, ни губернатор, ни министерство энергетики не реагировали на письма шахтеров о разрушении шахт и накапливающихся задолженностях и фактически допустили уничтожение лучших угольных шахт страны.