В этом году, впервые за последние четыре года, я попала на открытие снежного городка в качестве праздного зеваки. Три года до этого каждое такое мероприятие означало подведение итога моей работы над очередной снежной скульптурой. И, стоя в толпе участников, я с особым трепетом ждала слов главного Деда Мороза, объявлявшего, кто молодец, а кто, эм… спасибо за участие.
Решение пришло неожиданно, когда я просматривала газету и наткнулась на объявление о приеме заявок на участие в конкурсе снежных фигур Зимнего городка. Регистрация оказалась простой: необходимо предоставить копии ИНН, СНИЛС, написать заявление с указанием паспортных данных и описанием фигуры. Всё это следовало отнести в «Родину» и ждать отмашки со стороны организаторов: как только с кубов снимали деревянную обшивку, можно было начинать.
Что ваять?
Тематика каждого года примерно одинакова: что-то связанное с детством и сказками. В тот, 2013-й год, в качестве персонажа я выбрала пони Радугу из мультсериала «Мой маленький пони». Тогда мои дети прям засматривались этими мультиками, радовались до визга, стоило им купить очередную фигурку героя или раскраску. Поэтому и было принято решение сделать им такой вот новогодний подарок.
Относительно собственных художественных навыков я особо не очаровывалась – знала, что их нет. От слова совсем. Рисовала всегда так себе, снеговиков лепила тоже не самых. Но хотя бы попробовать решилась, рассчитывая на свою упертость и умение быть настойчивой.
И вот нам дана отмашка, я долго собираюсь с духом и, наконец-то выхожу ваять. Смешно вспомнить: в тот день у меня из инструментов был только большой кухонный нож. Что-то я там поцарапала им первые минуты, и наверняка царапалась бы так до весны, если бы не подоспевшие мастера, работавшие по соседству. Они-то и показали, чем на самом деле делаются такие фигуры и даже разрешили пользоваться своими. Основной инструмент – это срезанная с трех сторон штыковая лопата. Именно ею проводится первая, грубая черновая обработка фигуры, когда с куба сбивается всё лишнее. Потом движения лопатой должны стать более прицельными и аккуратными – фигура приобретает свои очертания. И уже на заключительном этапе в ход идут и разного рода ножи, и столярные резаки, и крупная «шкурка» для полировки гладких поверхностей. Это если очень коротко. На самом деле процесс этот довольно долог и далеко не всегда легок. В том числе и физически. Потому что помимо работы над своей идеей участник должен еще и следить за чистотой вокруг куба, выгребать на середину площадки кубы спрессованного сбитого снега. Если этого не делать сразу, он застывает безобразными сугробами и потом его убирать гораздо сложнее.
О соседях-мастерах и атмосфере
В основном это такие же участники, как и ты, решившие испытать себя на ниве снежного зодчества. Всегда есть новички, а есть и те, кто участвует постоянно. И, несмотря на то, что конкурс снежных фигур, как и всякий другой конкурс, подразумевает конкуренцию и соревновательность, на площадке этого не чувствуется совсем. Тебе могут помочь и советом, и инструментом. Угостить чаем из термоса и конфеткой. Могут остановить, если начинаешь сбивать лишнее. И подсказать, как сбитое восстановить. Никто не нервничает, когда стоишь рядом и наблюдаешь за работой, пытаясь понять и перенять секреты мастерства. И уж тем более никто не испортит твою работу в твое отсутствие. Все работают в одинаковых условиях, всем понятен тяжелый труд резчика фигур и то, что главная награда достанется только тому, кто посвятил ей максимальное количество времени, сил и имеющегося в наличии таланта.
Работать над своей фигурой можно в любое время суток: городок очень хорошо освещается в ночное время, а курсирующие по его периметру полицейские патрули и сотрудники охраны следят за тем, чтобы на его территорию не проникали посторонние. Главное не делать ночью чистовую отделку: свет ламп искажает поверхность и наутро можно обнаружить непропорциональность и серьезные огрехи.
О погоде
На период изготовления фигур традиционно приходится сезон сильного похолодания. Следом – потепление, иногда резкое. Поэтому начинать работу приходится в условиях, когда от усилий спина пылает жаром, а ноги коченеют от холода. А заканчивать, традионно сокрушаясь, почему потепление пришло так поздно. И опасаться, как бы оно не усилилось до температуры таяния и не «поело» все наши труды.
Нет таланта – добавь красок
То, что без красок мне не обойтись, я поняла сразу. Во-первых, моя первая героиня, пони Радуга, отличалась от остальных разноцветными гривой и хвостом. Таланта выразить это искусной резьбой у меня не было. Во-вторых, краски позволяли скрыть некоторые недочеты в фигуре. Ну или хотя бы отвлечь от них внимание аудитории. А уж чего-чего, а этого «добра» у меня хватало с избытком. Красками же при украшении фигур я пользовалась и в последующие два года, хотя на самом деле убеждена, что высший пилотаж – это выразить тоже самое обычным снегом без использования дополнительных материалов. Поэтому каждый раз покупался новый набор гуаши и начиналось еще и махание кистью. Тоже, увы, в размере талантов.
Первая награда
И вот первое награждение. И я за свою пони получаю пятое место! Как я радовалась этому, сложно передать. Всего в тот год было восемь участников. В качестве приза мне вручили хороший утюг, который исправно гладит и отпаривает вещи до сих пор.
Кстати, пони сломали передние ноги в первые же минуты открытия городка – как раз случилось сильная оттепель, да и ноги висели в воздухе. Порадовавшись, что хотя бы никого не покалечило, я отпинала их в сторону хвоста, решив назавтра вернуться и подумать, как вернуть на прежнее место.
Наутро я намешала снега с водой и взялась восстанавливать игрушку. Кто-то из охранников взялся помогать: пока они держали тяжеленные копыта, я заполняла трещину талым снегом. Одна я бы явно не справилась. Теперь моя пони передними ногами опиралась в свои «колени». Этот вариант фигуры оказался живучим и простоял до самого сноса.
Второй год участия
Накануне подачи заявки на новое участие уже в 2014 году позвонила одна из подруг и начала расспрашивать об особенностях конкурса и сложности подачи заявки. Рассказав ей, что знаю, предложила прийти и вместе составить заявление, а потом и подать его, как только начнут их принимать.
И вот поступает звонок: «Можете начинать работу над фигурами», ударяют традиционные морозы и мы начинаем. Моими героями в этот раз становятся Грю, доктор Нефарио, Вектор и миньоны из мультфильма «Гадкий Я».
Героем Надежды был Вовка из Тридесятого королевства и печка на втором плане. Уже в процессе выяснилось, что один из заявившихся участников «слился» и остался невостребованным один из кубов. Надежда решила, что ее сил хватит и на вторую фигуру и взяла его себе.
Вовка у нее получился изумительно-хвастливым, как будто сошедшим с экрана и так и застывшим. Печка со всамделишной кривой ухмылкой. А вот когда я пришла на площадку и обнаружила Надежду за ваянием Бабы-Яги из «отказного» куба, то просто застыла от изумления: на меня совершенно живыми глазами смотрела сказочная героиня, тоже как будто только-только сошедшая с экрана. И я поняла, что все эти годы общалась с настоящим талантом и даже не подозревала об этом! То, к чему удавалось приблизиться хотя бы издалека ценой огромных усилий, доделок, переделок и банальным подкрашиванием, делалось ею легко и с первого раза. И когда, глядя как я раскрашиваю своих героев, Надежда вслух размышляла о том, стоит ли ей тоже воспользоваться гуашью, я совершенно искренне посоветовала ей не портить фигуры.
Остальные участники тоже время от времени подходили к ее работам и восхищенно цокали языками.
В тот год моя пятерка героев принесла мне третье место. А Надежда Яснюк ожидаемо стала победительницей.
Третий год
Принимая решение об участии в третий раз и обдумывая нового героя, я решила замахнуться на Йоду, героя «Звездных войн». Но прораб городка уточнил, что тема того года «Герои кино» подразумевают только отечественные ленты, советского или нового времени. Либо мультфильмы, но тоже «местные». И тогда был выбран Лунтик, выглядывающий из яйца в момент произнесения фразы «Я родился!»
К тому времени я уже начинала понимать, насколько хрупки фигуры из снега. И что если я хочу, чтобы мой герой стоял как можно дольше, то у него не должно быть отдельных, легко ломающихся частей. Дети, если есть такая возможность, обязательно начнут на нее залазить. И дело не в том, что у нас, как принято говорить, «народ дикий». А в том, что дети есть дети. Поэтому Лунтик был идеальным вариантом: массивное яйцо, стоящее в кратере Луны и сверху – плечи и массивная ушастая голова.
У Лунтика в принципе были все шансы получиться великолепным. Но, увы, то сначала держались традиционные морозы, то занятость по работе. Ну или какие там еще можно придумать оправдания… В итоге делала я его понемногу. А когда начала раскрашивать, то переборщила с красками, отчего он получился гораздо-гораздо темнеет своего «природного» света. Плюс его, уже раскрашенного, для крепости накануне открытия городка пролили водой. И от глаз потянулись вниз длинные чёрные полосы. Я как могла, их закрасила, конечно, но красивее он от этого не стал.
Потому награждение в том году предсказуемо начали с меня. А закончили Надеждой. Ее троица Моргунов, Вицин и Никулин были великолепны. Как-то вдруг стало понятно, что на площадке появился сильный лидер, обойти которого не под силу никому.
В этом году, к сожалению, участвовать в конкурсе мне не позволило физическое состояние. Поэтому я могу быть лишь в числе прогуливающихся и тех, кто о нем пишет.
А тем, кто раздумывает, попробовать ли свои силы в этом конкурсе следующей зимой, замечу: стоит однозначно! Потому что это, во-первых, отличный опыт и возможность взглянуть на строящийся городок «изнутри», познакомиться и пообщаться с мастерами, открыть для себя тонкости работы со снегом. И кто знает, возможно городу откроется новый талант?!
Фото: архив газеты «Глобус»