«Глобус» подготовил запрос информации в Серовскую городскую прокуратуру, просили разъяснить жилищное законодательство. Традиционно вопросы ЖКХ в городе остаются наиболее актуальными, практически ежедневно те или иные проблемы становятся поводом для разбирательства.
Мы поинтересовались порядком проведения конкурсов по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов. Задали вопросы об определении тарифов на содержание жилья и взаимодействии квартиросъемщиков и управляющих организаций. При составлении запроса мы руководствовались реальными ситуациями, произошедшими на ниве ЖКХ в прошлом году.
Серовская городская прокуратура осуществляет надзор за соблюдением жилищного законодательства, регламентирующего реализацию прав граждан на управление многоквартирными домами посредством проведения проверок в рамках заданий прокуратуры области, плановых мероприятий по обращениям граждан и юридических лиц, в связи с фактически выявленными нарушениями законодательства. Обращения граждан и юридических лиц о нарушениях законодательства при организации открытых конкурсов по отбору управляющих организаций в Серовскую городскую прокуратуру не поступали, а потому проверки в данной сфере не проводились.
Часть 2 161-й статьи Жилищного кодекса обязывает собственников жилых помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Всего их три:
- Непосредственное управление (для домов не более чем с 30 квартирами),
- Товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив,
- Управление управляющей организацией.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случае, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками не был выбран способ управления домом или не было реализовано принятое решение.
Примерно такая ситуация произошла в доме №38 на улице 8 Марта. Истекшая лицензия у прежней управляющей компании не позволила ей продолжать работу по обслуживанию дома, поэтому органами местного самоуправления был объявлен конкурс по отбору УК. Что случилось потом можно прочитать здесь.
Подготовка конкурсной документации — процесс достаточно трудоемкий.
Принимая во внимание, что основными принципами проведения конкурса являются создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добросовестная конкуренция, доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения, для выявления нарушений законодательства при проведении такого конкурса конкурсная документация подлежит обязательной проверке.
Нарушение процедуры организации или проведения конкурса является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Жилищным кодексом установлено: если конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления домом без проведения открытого конкурса.
Неоднократности проведения открытого конкурса с увеличением тарифа на содержание жилья действующим законодательством не предусмотрено.
Тариф на содержание жилья складывается из многих составляющих, в том числе, расходов на ремонт общего имущества МКД, вывоз отходов, выставление квитанций на оплату ЖКУ, содержание придомовой территории, техническое обслуживание и ремонт общедомового газового оборудования и вентканалов (что осуществляется исключительно специализированными организациями) и другое. В случае привлечения управляющей организацией для содержания жилфонда подрядных и специализированных организаций, а также расчетного центра, делать вывод о 100% присвоении ею платы за содержание жилья, некорректно.
Вернемся к формированию тарифов на содержание жилья. В случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Размер такой платы должен быть соразмерен указанному в конкурсной документации перечню обязательных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, объемам и качеству указанных услуг и работ, исходя из сложившихся в муниципальном образовании рыночных цен на аналогичные услуги и работы.
Однако, если собственники выбрали управляющую организацию для управления своим домом, они вправе самостоятельно, с учетом мнения своей организации, устанавливать размер платы за содержание жилья.
Решение органа местного самоуправления, как и решение общего собрания собственников помещений в доме по вопросу установления размера платы за содержание жилья любой собственник помещения, права которого ущемлены, вправе обжаловать в судебном порядке.
Здесь следует сделать небольшое отступление. Размер тарифов на содержание жилья не раз становился предметом споров. Существовала теория, что управляющие организации могут умышленно не заявляться на конкурсы по отбору УК для МКД. Таким образом тариф возрастал на 10% каждый раз при объявлении подобных конкурсов. Сегодня в городе много неликвидного жилья. УК не заинтересованы в наборе такого проблемного жилья — с низкой платежной способностью проживающего населения и ужасным состоянием. Соответственно, если предприниматель туда заходит, тариф для него формируется «золотой».
Серовская городская прокуратура информирует, что обязанность подтверждать тот или иной размер тарифа на содержание жилья у управляющей организации отсутствует.