В минувшую пятницу, 27 января, на «Веранде» Екатерина Антонова и музыкальная формация Jamm Band организовали концерт, совмещенный с театральным перфомансом. Явление это для Серова непривычное и себя ребята предпочитают именовать первопроходцами в сочетании театра и рок-н-ролла.
Это не первое выступление группы, проходящее в тайм-кафе. Jamm Band играли там и ранее, в том числе акустические программы, а Екатерина, являющаяся менеджером данного коллектива, однажды провела семинар для всех желающих о современной модной литературе.
Переход к театральным экспериментам камерного толка был ожидаемым явлением, действующие лица, ответственные за организацию перфоманса — друзья Серовского драматического театра и любители театрального искусства. К слову, и артисты последнего постоянно переходят от классического спектакля в иные формы взаимодействия со зрителем, чего стоят, например, литературные вечера. Настало время в очередной раз увидеть нечто новое.
Нулевой этаж тайм-кафе, пожалуй, рассчитан на компактные дружеские встречи за настольными играми типа MTG, Манчикина и другого, а не для моноспектакля, и тем более выступления рок-коллектива. Тем не менее, в перспективе, что приглашенных собралось достаточно, в плане пространства пришлось пойти на определенные компромиссы.
Владимир Реутов, ответственный за клавишную секцию, из соображений сохранения пространства расположился чуть спиной к зрительному залу, а барабанщика Максима Семакова из-за гитарной стойки и в полумраке угла разглядеть сразу не удалось. Мгновение спустя первые удары в электронную бочку и перебор бас-гитары Ильи Антонова ознаменовали начало известной многим и любимой в исполнении Jamm Band Seven nation army, того самого гаражно-блюзового, постпанкового коллектива из прохладного Мичигана.
В том или ином виде выступление рокеров JB знакомо достаточно многим, ребята часто выступали последнее время и всегда удивляли свежим материалом.
— Это случилось…
— Не мямли, рассказывай.
— Это случилось в прошлом году. В сентябре, мы тогда только из лагеря вернулись. Я даже немножечко радовалась, потому что в лагере были одни комары, а еще ко мне Таньку Косоглазину подселили. В итоге по ночам я видела комаров и Танькину задницу.
Для моноспектакля была выбрана пьеса омского драматурга Ярославы Пулинович. Ее пьесы идут в Англии, Эстонии, США и других странах. Монолог «Наташина мечта» — ничто иное, как демонстрация определенного периода жизни трудного подростка, хотя «трудного» сказано мягко. Екатерина Антонова предстает перед зрителем в мешковатой черной толстовке — поверх черной майки ныне модного стиля, а в народе именуемой майкой-аклоголичкой. Дополняют образ спорт-штаны известной немецкой фирмы с белыми лампасами. Часто озирается. То грубое требование «не мямлить и рассказывать» рисует картины жизни, любви и последующей трагедии.
Героиня монодрамы, шестнадцатилетняя Наташа Бавина — воспитанница детского дома с «насыщенной жизнью». Она повествует о непривычных и шокирующих вещах из существования опасного подростка спокойно, логично и последовательно. Ворует заколку, прыгает из окна третьего этажа, влюбляется, но от отчаяния совершает преступление в сговоре с подругой.
Побитое лицо проблемного подростка, отражает нелегкую жизнь, вредные привычки, постоянное использование вульгарной лексики, а любимое развлечение — дискотеки под гремящий ширпотреб девяностых. Такая вот незамысловатая, наивная, глупая, но безмерно стойкая и живучая личность.
— Пьеса этого молодого драматурга написана для одного человека. Этот человек берет на себя обязанность держать зрителя только на себе. Это сложная задача, но выполнимая. В пьесе ставится очень сложная, серьезная проблема, когда человек становится жертвой общества — он может чувствовать, любить, но и выражать их может только определенным образом.
— А тебе близка такая социально неблагополучная концепция?
— Играть в принципе сложно. А что на счет такого человека как Наташа? Мне вжиться помогла моя профессия — я педагог и основной возраст, с которым я работаю, это как раз 16-17 лет, отчасти проблемный, в том или ином понимании. У меня перед глазами было огромное количество девочек и мальчиков, которые действительно нуждаются в том, чтобы их любили, но не получают этого. Я переживала и пережила это все.
— А почему отечественный кинотеатр и кинематограф в последнее время связаны с демонстрацией неблагополучия, серости? Вот Сигарев тот же, Быков… (Василий Сигарев, уральский драматург. Юрий Быков, режиссер — ред.)
— Все кричат о том, заметьте уже в конце концов эти проблемы. Тот же Сигарев «Семья Вурдалака», «Волчок», это сплошь и рядом. Совершенно абстрактные города, герои, в Волчке у девочки даже имени не было. Пожалуй посредством такого эпатажа, шока, страха стараются что-то донести. Хорошо, что это находит отклик в художественном выражении, литература и искусство всегда были своеобразным рупором.
После спектакля у зрителей была возможность выразить свое мнение и поделиться впечатлениями от увиденного.