40-тысячный город пережил социальное ЧП и переезжает в Екатеринбург. В Реже увольняют по 25 человек каждый день. Чем это закончится
Одно из крупнейших информационных агентств URA.Ru опубликовало текст о том, как Реж настиг кризис — здесь сокращают людей, работающих «на никеле».
Вчера мы написали, что «Уфалейникель» увольняет 428 работников Серовского рудника.
Под увольнение даже попал Николай Золотухин, депутат Серовской городской Думы, который работал на руднике машинистом тепловоза. Парламентарий говорит, что для большинства работников весть о высвобождении стали неожиданностью.
— Сейчас стою в Центре занятости. Жду, что, может, предложат работу по профессии, — говорит Золотухин.
Все подробности — по ссылке:
Все пошли на биржу… «Уфалейникель» увольняет 428 работников Серовского рудника
Что происходит, когда «никель» — более «неактуален» — в материале наших федеральных коллег.
Текст: Юлия Литвиненко, Служба новостей «URA.Ru»
В Реже больше не будут производить никель, который тут добывали более 80 лет. Без работы останется почти тысяча человек, что в случае небольшого города похоже на социальную катастрофу. Власти обещают найти инвестора, но экономика завода такова, что на площадках «Режникеля» бессмысленно делать именно этот металл.
О приостановке производства на режевском предприятии стало известно в конце января. Но «URA.RU» узнало, что в ближайшее время «Режникель» будет ликвидирован.
«В настоящее время уже подано заявление о внесении изменений в единую базу юридических лиц», — сообщили «URA.RU» источники на предприятии.
В компании «Русникель» (собственник «Режникеля» — второй по величине производитель металла в России, на мировом рынке его доля составляет 1%) подтверждают подготовку заявления, но не ликвидацию юрлица.
Руду для производства добывают на руднике в Серове. Затем ресурс везут 350 километров в Реж для создания штейна — промежуточного продукта. «Режникель» не занимается выплавкой никеля — это происходит в Верхнем Уфалее (Челябинская область).
По решению собственников «Русникеля» все три предприятия ушли в режим вынужденного ожидания.
Сотрудникам платили по две трети от зарплаты, но фактически люди ходили на работу только отмечаться.
Сейчас на предприятиях идут массовые сокращения, все высвобождаемые получают выплаты в соответствии с Трудовым кодексом.
«Отзываем тех, кто находится в режиме простоя, и проводим необходимые по закону процедуры высвобождения», — поясняет заместитель гендиректора «Русникеля» по экономике и финансам Ольга Березкина.
Сотрудники завода сообщают «URA.RU», что на «Режникеле» увольняют по 25 человек в день.
К 1 июня на заводе останется только 98 человек — это люди, которые будут заниматься охраной предприятия, поддержанием корпусов в работоспособном состоянии, то есть примерно десятая часть занятых на предприятии. На самом «Режникеле» такую информацию прокомментировать не смогли — на телефонные звонки там не отвечают.
Для города закрытие завода — настоящая катастрофа, которая превратит Реж в еще один «спальный район» Екатеринбурга, откуда люди будут ездить на работу в уральскую столицу.
Режевляне сопротивляются этому как могут и намекают на сложные последствия — в первую очередь для властей и силовиков.
Например, в письме, которое заводчане писали президенту РФ Владимиру Путину, говорилось, что найти работу в городе не удастся: другие крупные предприятия давно обанкрочены и закрыты.
Сейчас работу нашли только 70 человек.
«Так как Реж не сможет обеспечить всех уволенных местами, служба занятости Свердловской области ищет для заводских работу в других муниципалитетах, например, в Екатеринбурге. Почему бы и нет, до него ехать всего 80 километров», — предлагает выход из ситуации заместитель директора регионального департамента по труду и занятости населения Наталия Бордюгова.
Надежды на сохранение завода связаны с поиском нового инвестора — этим занимаются власти двух регионов (Челябинской и Свердловской областей) и руководство самого предприятия.
По словам главы министерства промышленности Среднего Урала Сергея Пересторонина, речь идет о кемеровском и челябинском инвесторах, к их появлению готовятся.
«На „Режникеле“ идет очень бережная консервация так, чтобы в любой момент могло начаться новое производство», — поясняют в минпроме Свердловской области.
Однако авторитетный источник «URA.RU» на рынке относится к этому со скепсисом:
«Непонятно, кого могут заинтересовать сугубо специфические промышленные площадки со слабой рудной базой, изношенным оборудованием и сложной логистикой. «Режникель», построенный в 1936 году, сегодня, по сути, цех по обогащению руды. Все, что пока можно придумать для «Режникеля», это перерабатывать отвалы».
«Однако надо смотреть эффективность даже этого производства. Даже если оно „взлетит“, максимум, что может быть, — это предприятие человек на 30, может, 50, но о сотнях занятых речь не идет», — оценивает ситуацию эксперт в области металлургии Леонид Хазанов.
«Мы ищем инвесторов для перепрофилирования или возобновления производства», — комментирует Ольга Березкина.
Но на рынке во втором варианте сомневаются: цены на продукцию «Режникеля» стремительно падают. За десять лет они стали меньше в четыре раза: в 2007 году стоимость достигала 40 тысяч долларов за тонну, теперь — только 10 тысяч долларов.
Одновременно растут затраты на производство. Например, с 8,5 до 18 тысяч рублей за тонну выросли цены на кокс, без которого нельзя произвести никель.
По итогам 2015 года чистый убыток только «Режникеля» составил 437,7 млн рублей (данных за 2016 год пока нет).
Производство никеля убыточно даже на «комбинате номер один» в стране — «Норникеле». Однако убыточность, говорят эксперты, перекрывается прибылью, которую комбинат получает на производстве меди, платины, палладия и других металлов.
Но даже рост цен на бирже не спасет «Режникель». «Норникель» с легкостью сможет выпустить тот объем металла, что сейчас выдает «Русникель». Максимальный объем производства «Русникеля» — около 15 тысяч тонн в год, «Норникель» в максимально благоприятный период — в 2013 году — производил 285 тысяч тонн.
Челябинскому предприятию повезло больше. Березкина говорит, что оно будет сохранено в любом случае.
«Мы не ликвидируем и не планируем ликвидацию ОАО „Уфалейникель“. Мы занимаемся поиском вариантов перепрофилирования либо инвестиций в предприятие в Вернем Уфалее. Пока там тоже происходит приостановка производства с массовым сокращением персонала».
Текст: http://ura.ru/articles/1036270613