Серовчанка Любовь Сивакова признается, что ей “уже наболело смотреть на все это”. Под “всем этим” женщина подразумевает экологическую обстановку в городе.
Большую часть года супруги Сиваковы живут в благоустроенной квартире в микрорайоне Восточном, а летом перебираются в свой дом, что на Правом берегу Каквы.
— У нас там участок, огород. Все лето мы видим эти клубы – красное, черное, серое. Серое — ладно, мы к этому серому уже как-то привыкли, но последние годы клубы красного дыма начали валить, – рассказывает Любовь Павловна и показывает рукой в сторону труб Надеждинского металлургического завода.
— Недавно дым вообще аж бардового цвета был. В огороде ванна с водой для полива стоит. Летом приходим – ванна вся красная. Вода вроде чистая, ее сливаешь, все равно использовать боязно, начинаешь ванну мыть, а там целый слой какой-то красной слизи, — говорит Михаил, супруг Любови Павловны. — У нас дочь на Садовой живет — другой конец город. Та же история – две ванны в огороде красной слизью покрываются.
У Михаила Сивакова после “выбросов” першит в носу и обкладывает горло.
— Как “выброс” начинается, сразу дышать нечем становится, — признается мужчина. — Все тянет на дом престарелых, на Правый берег Каквы, на Медянкино.
По мнению Сиваковых, “выбросы” сильно влияют и на растения в огороде.
– Почему интересно ботва у картошки сохнуть так быстро стала в последние годы? Раньше стояла зеленая — пока не выкопаешь, а сейчас… Дождь идет и в этих осадках все эти “выбросы”. Куда это все идет? Все идет в почву. Да и на лужах, если обратить внимание, после дождя будто пена монтажная. Раньше дождь прошел – лужа как лужа, лет пять назад это началось. Может, чуть больше, – рассуждает Михаил Сиваков.
— Квартиру нельзя проветрить — когда открываешь окна, то запах идет, как от недогоревшего угля. Сначала принюхиваюсь, пахнет или нет, если нет – быстрее открываю окно, — рассказывает Любовь Сивакова.
– Сейчас на метзаводе начальство сменилось, так новое пускай обратит на это внимание – говорит Михаил Иванович.
Почему так много онкобольных?
– Мы не знаем, связано это с работой заводов или нет, но посмотрите, сколько людей сейчас болеют онкологией. У меня брат Сергей от рака умер в 2014 году. 52 года ему было – энергичный молодой мужчина, – переживает Любовь Павловна. – Болеть стали больше — и сами, и знакомые. И все жалуются на горло, дыхалку. Мы никого не обвиняем, но у нас две дочери. У старшей – двое детей, у младшей дочери – сын. Внуки, хотя уже и взрослые, но холостые. Переживаем за них. Как они будут жить? Читаем в газете раздел «День памяти» – по 36 человек за неделю умирают, куда еще то больше?..
Супруги Сиваковы приехали в Серов в 1986 году из Украины. Они вспоминают, как посещали районы близкие к Чернобылю сразу после катастрофы на АЭС и в последующие четыре года.
— Страшно это, когда экология “накрывается”, — признается Михаил Иванович.
Выброс вредных веществ — ниже предела
Надеждинский металлургический завод в ответе на редакционный запрос за подписью генерального директора Андрея Удовенко сообщает, что предприятие имеет специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Оно выдано территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Разрешением установлены предельно допустимые объемы выбросов.
«С целью охраны окружающей среды и для обеспечения требований нормативных документов по безопасным условиям труда в электросталеплавильном цехе на комплексе печи ДСП-80 эксплуатируется эффективная комбинированная система удаления технологических газов и неорганизованных пылегазовых выбросов. Загрязняющие вещества отходящие от комплекса ДСП-80‚ улавливаются в газоочистке с эффективностью 99,2%. Специалисты ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО», привлеченные к проведению плановой проверки Росприроднадзором в октябре 2016 годы, не выявили нарушения нормативов предельно допустимых выбросов на источнике: Электросталеплавильный цех, комплекс печи ДСП-80. Контрольные замеры выбросов от комплекса ДСП-80, произведенные в марте 2017 года, превышения относительно разрешенных нормативов также не выявили», — сообщается в ответе.
Руководство метзавода отмечает, что сейчас предприятие занимается реализацией ряда проектов экологической направленности. В частности, на заводе устанавливают систему газоочистки агломашины. Ведется реконструкция водного хозяйства — строятся новые и реконструируются существующие системы очистки.
Очень много диоксида азота
В 4-м квартале 2016 года в Серове был зафиксирован очень высокий уровень загрязнения атмосферы диоксидом азота. Сообщается, что максимальная среднесуточная концентрация диоксида азота в декабре превысила предельно допустимую концентрацию в 4,6 раза, число случаев превышения нормативов достигло 93,1 %, что соответствует очень высокому уровню загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота.
Диоксид азота содержится в выбросах автомобилей и металлургических заводов.
Данные наблюдений областной сети мониторинга атмосферного воздуха (одна из станций работает в Серове) опубликованы на официальном сайте областного Министерства природных ресурсов и экологии.
“Очень высокий уровень загрязнения” характеризуется как очень неблагоприятный для здоровья и является четвертой, последней категорией уровней загрязнения воздуха.
Медики говорят, что диоксид азота — острый раздражитель, характеризуется общетоксическим действием.
Воздействует, в основном, на органы дыхательной системы. В зависимости от концентраций наблюдаются различные последствия — от слабого раздражения слизистых оболочек глаз и носа до отека легких.