С 1 мая в Серове стоимость проезда вырастет как минимум на семи маршрутах общественного транспорта. Цена одной поездки поднимется с привычных 18 рублей до 20.
Повышение коснется маршрутов, курсирующих в центре города, а также поселков Энергетиков и Черноярского.
Прежней цена поездки останется только на маршрутах, которые отправляются с автовокзала на Новое Медянкино, 2-ю Молочную, на Птицефабрику и в Завокзальный.
Почувствуйте разницу
В час пик по будням — утром и вечером — в автобусах 4-го маршрута, который курсирует между серовским автовокзалом и поселком Энергетиков, нет свободных мест. Люди стоят впритык. Многие жители десятитысячного поселка ездят в Серов на работу и учебу.
Стропальщик Надеждинского металлургического завода Алексей Атрощенко живет в районе улицы Визе и часто ездит на автобусах 4-го маршрута.
– Для нашего семейного бюджета разница в стоимости проезда станет ощутимой. Моя супруга работает в одном из магазинов города. Автобусами приходится пользоваться по два три раза в день – на работу, в магазин, ребенка забрать из секции. В месяц на транспорт уходит приличная сумма, – говорит Алексей Атрощенко.
Мы пообщались с людьми на автовокзале – все они высказали недовольство по поводу роста цены.
Денег давно просят
Перевозчики давно ведут разговоры, что стоимость проезда необходимо повышать. После 2009 года, когда обанкротились государственные и муниципальные перевозчики, пассажирские перевозки отдали в частные руки. Тогда стоимость проезда в общественном транспорте начала регулировать Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (РЭК). Каждый из перевозчиков должен был обосновывать стоимость проезда и представить его областным чиновникам на утверждение.
Все это время РЭК искусственно сдерживала рост стоимости проезда. В 2010 году серовские предприниматели просили утвердить стоимость билета в 14 рублей за поездку. РЭК утвердила тариф в размере 10 рублей. В 2013 году вместо запрошенных 20 перевозчикам разрешили возить народ по 16. В 2016 вместо 22 рублей РЭК утвердила 18.
Юрист Михаил Шульмин, представляющий интересы группы перевозчиков в судах, говорит:
– Если в 2006 году в Серове работало 60 перевозчиков, то в 2009 году их осталось 25. Сейчас и вовсе 10. Конечно, не все ушли из-за того, что реальная стоимость проезда была выше, чем устанавливала РЭК. Но большинство — точно.
Попытка номер раз
В 2016 году вышли изменения в законодательстве. Они гласят: регулируемые тарифы, там, где цену устанавливает РЭК, должны полностью или частично субсидироваться муниципалитетом. Если такая субсидия не предоставляется, то перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам. В этом случае цену устанавливают сами перевозчики.
Закон отдал на откуп местным властям право принимать решение, кто будет устанавливать тариф — РЭК или сами предприниматели.
Местные власти должны были издать реестр, куда включить перевозчиков и регламентировать вид перевозок.
– В начале 2016 года администрация Серова приняла реестр. По нему перевозки в городе должны были осуществляться по нерегулируемым тарифам – перевозчики подняли цены до 20 рублей, — отмечает Шульмин.
Разразился бунт
Недовольные повышением цен горожане стали обращаться во все инстанции. Жалобы от горожан «полетели» и в мэрию. Глава администрации Евгений Преин лично принес в прокуратуру два билета за проезд. На них была указана стоимость — 20 рублей. Преин тогда попросил прокуроров проверить перевозчиков.
— Из-за массового недовольства населения и вмешательства прокуратуры чиновники изменили реестр. Перевозки стали осуществляться по регулируемому тарифу, – продолжает Михаил Шульмин.
Ужиматься некуда — пошли в суд
По словам Шульмина, предпринимателям ничего не оставалось, кроме как обратиться в суд. “Просто экономить в нынешней ситуации больше не на чем”, — отмечает юрист.
За помощью в представление интересов серовские предприниматели Денис Рожков, Елена Лозинг и Олеся Андреева обратились в юридическую организацию.
– Сначала были разбирательства в Арбитражном суде Свердловской области, где мы просили выдать свидетельство на право по осуществлять перевозки по нерегулируемым тарифам. Суд мы выиграли. Администрация пошла в апелляцию, но их жалоба осталась без удовлетворения. С иском о понуждении администрации привести реестр в соответствии с действующими нормами мы дошли до Свердловского областного суда. Этот суд мы тоже выиграли. Решение вступило в законную силу. Теперь предприниматели имеют полное право не только сами регулировать стоимость проезда, но и взыскать с администрации недополученный доход за прошлый год, – продолжает Шульмин.
Перевозчики приняли решение увеличить стоимость билета до 20 рублей. Будут ли предприниматели взыскивать деньги с мэрии — пока неизвестно.
Откуда двадцать?
Предприниматели Рожков, Лозинг, Андреева мотивируют повышение стоимости билета ростом цен на ГСМ, запчасти, необходимостью индексировать зарплату рабочим.
Почему именно до двадцати?
– Чтобы сильно не волновать людей, – говорит Денис Рожков. – Хотя даже сейчас в Серове стоимость проезда должна составлять минимум 24 рубля.
Предприниматель Елена Лозинг рассказывает, что еще 2 года назад она проводила исследование. Оно показало, что для нормального функционирования ее предприятия стоимость проезда в то время должна была составлять 22 рубля минимум.
– Но мы понимаем ситуацию, в которой сейчас живут люди. Все дорожает, поэтому решили ограничиться стоимостью проезда в двадцать рублей, – говорит Елена Лозинг
Будем исполнять
Исполняющий обязанности главы администрации Серова Вячеслав Семаков кратко прокомментировал ситуацию.
– Есть решение суда. Его надо исполнять. Сейчас рыночные отношения. Кто-то будет возить людей по двадцать рублей, а кто-то, может, оставит стоимость проезда на прежнем уровне, – сказал Семаков.