Дом №9 по улице Карпинского был построен в начале прошлого века. Интересна технология его строения, которая, впрочем, и подвела жителей. Внешние стены дома «насыпные» – со стороны квартиры слой досок, со стороны улицы – кирпичная кладка, между кирпичом и досками засыпан шлак. В сентябре 2017 года кирпичный фасад дома обрушился…
– Дня четыре назад услышали грохот. Выходим, а здесь все посыпалось, – показывает на остатки кирпичной кладки Александр Крикун. – Стена выпирала, выпирала и провалилась. Рухнуло все разом на днях. Здесь и балки-то все гнилые. Балки сдвинулись, несущая балка начинает «уезжать». Кладка кирпичная тоже стояла на одной из балок. Сейчас стена – одна доска…
Наталья Павловна и Александр Николаевич сами живут по другому адресу. А девятом доме по улице Карпинского живет их сын Максим Крикун с супругой Юлией Маркиной и с двумя маленькими дочками — полуторагодовалая Александрой и пятилетней Викторией.
В день, когда стена обвалилась, Крикуны-старшие гостили у своих внуков и стали свидетелями произошедшего. К счастью, в этот момент в сенях никого не было и при обрушении люди не пострадали.
Изнутри никаких повреждений. Здесь сделан ремонт и все обшито гипсокартоном. Потолки тоже обшили, чтобы все на детей не сыпалось. Между стеной и гипсокартоном иногда даже слышно, что идет “дождь” – все сыпется.
– Сегодня я в «Федерацию» ходила, написала очередное заявление, – рассказывает Наталья Крикун. – Они меня приняли, приехали вместе со мной в дом, сфотографировали стену. Сказали, что будут эти данные передавать в администрацию. Хотя я уже неоднократно писала заявления по этому поводу, когда стена еще была целой, но по ней пошли трещины.
Сыро и холодно
– Квартиру мы купили в 2010 году, – вспоминает Наталья Павловна. – В 2016-м я продала эту квартиру семье своего сына — за материнский капитал. В 2010 году все с домом было хорошо, стена была нормальная. Мы переделывали только кухню, ну и остальные комнаты освежили.
Сейчас в доме две жилых квартиры, вторая половина барака, где располагались еще две квартиры, сгорела. Если зайти внутрь дома, то складывается впечатление, что все хорошо – косметический ремонт, гипсокартон и частичная замена кровли (потолки протекали) сделали свое дело. Но это не меняет сути – дом разваливается.
Под полами дома постоянно стоит вода. Из-за этого пол постоянно холодный, а фундамент разваливается. Сырость и холод способствует появлению паразитов. После того, как кирпичная кладка обвалилась, стену начало продувать, а скоро зима.
– Из-за сырости и влаги от батареи идет запах грибка и плесени. По весне, когда все тает, блохи могут прийти. Муж встает с дивана и ему на ноги это все прыгает. Дом уже гнилой весь. После того, как стена рухнула, страшно здесь находиться. Двери закрываем, стараемся не хлопать, лишний раз из дома стараемся не выходить. Детям лишний раз не даем бегать по дому, – рассказывает Юлия Маркина.
Ни ремонта, ни новой квартиры…
В объемной папке — ответы из различных ведомств. Первые датированы 2014 годом. Это заключение межведомственной комиссии «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания». Подписано оно председателем комиссии Вячеславом Семаковым, первым заместителем главы администрации муниципалитета. Комиссия признала, что «квартира №2 дома №9 по улице Карпинского в Серове, пригодна для проживания, требуется капитальный ремонт».
За месяц до того, как семья Крикун получила ответ от межведомственной комиссии, им было направлено письмо от главы администрации Серовского городского округа, коим тогда являлся Евгений Преин. Евгений Юрьевич писал: «Являясь собственниками жилых помещений вы несете бремя содержания принадлежащего вам имущества <…> Семь Крикуна Максима Александровича принята на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилфонда».
С 2014 года прошло больше трех лет, но ни капитального ремонта, не нового жилья предоставлено не было. Обращения, направленные в 2016 году, также не принесли результатов.
В 2016 году проверку провела Госжилинспекция. Результаты проверки были переданы в администрацию Серовского городского округа. Соответствующее письмо за подписью первого заместителя главы администрации Вячеслава Семакова было направлено заявителям.
«Отделом контроля по Северному управленческому округу Свердловской области департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области рекомендовано рассмотреть вопрос о предоставлении Вашей семье жилого помещения специализированного жилищного фонда», – пишет в письме чиновник.
Письмо датировано 29 декабря 2016 года. Никакого помещения семье предоставлено не было.
В первых числах октября, сразу после произошедшего, жители многострадального дома обратились в прокуратуру.
– Мы обратились в прокуратуру. Там посоветовали провести независимую экспертизу и, в случае удачного исхода, мы можем надеяться на предоставление квартиры либо выкупной стоимости, — говорят Крикуны.