В редакцию обратился председатель одного из 200 гаражно-строительных кооперативов Серова и рассказал о критичном повышении ставок по земельному налогу. Александр (подлинные имя и фамилия есть в распоряжении редакции, — прим. «Глобус») принес с собой копию решения Думы от 27 сентября 2016 года за номером 372, где прописаны новые налоговые ставки для граждан владеющими земельными участками. Ежегодный платеж для собственников боксов в ГСК вырос в несколько раз.
«Расходы вверх»
Александр говорит, что ни он сам, ни собственники гаражных боксов не знали, что расходы вырастут столь резко и ощутимо.
— Это решение было опубликовано в «Муниципальном вестнике», который я не знаю кто читает, если честно. А на сайте администрации его очень тяжело найти, если не знаешь номера. Эту ставку в 1,5% приняли наши депутаты в прошлом году. Заметьте: спустя две недели после выборов депутатов Законодательного собрания. Как только они закончились, нам такое преподнесли. Вот ставка для садоводов — 0,3%. я думаю, что если для них можно было сделать 1,5%, это бы реализовали. 0,2% — для собственников ИЖС. Мне интересно, сколько платит тот же Надеждинский метзавод? Максимально или нет? — говорит мужчина.
Ставка налогообложения в 1,5% распространяется на земельные участки под гаражными кооперативами. Кооператив, где Александр председательствует пятый год, находится на Сортировке, в нем 40 боксов. Ни один бокс не пустует, у каждого есть собственник, некоторые попросту передавались по наследству. Почти все собственники исправно платят необходимые взносы — от 500 до 1000 рублей раз в год. Это необходимо для того, чтобы в гараже был свет, а прилегающая территория была расчищена зимой и летом. В этих платежах учитывается и оплата земельного налога.
— Это самая непредсказуемая статья расходов, зависящая от решения мэрии и от кадастровой стоимости земли. Плюс хозработы, ремонт, электроэнергия. Проблема вот в чем: в 2015 году кадастровая стоимость земельного участка была 6 миллионов 872 тысячи рублей. А в 2016 году она подешевела почти в 2 раза — до 3 миллионов 100 тысяч. Далее налоговая ставка, откуда нужно сразу вычесть льготников, которые не платят этот вид налога. Ответственность за ежегодную уплату налога несет председатель гаража, поэтому спрашивать будут с меня. Я не получаю за председательство зарплату, попросту не плачу членский взнос, — комментирует собеседник.
Ежегодный платеж увеличился в пять раз. С 3 до 15 тысяч рублей. На одного собственника будет приходиться до 1,5 тысяч рублей земельного налога и еще 1000 рублей сверху на хозяйственное обслуживание.
Выход есть?
Александр говорит, что ситуацию можно изменить в том случае, если собственники гаражных боксов оформили свои гаражи юридическим путем. В данном случае гаражно-строительный кооператив будет ликвидирован как юридическое лицо. Но на оформление гаражного бокса потребуется от 2 до 5 тысяч рублей. Пока этого не произошло — ГСК не может ликвидироваться.
— Дело в том, что налог повысили в пять раз, а население этого толком не знает. Я был в мэрии, написал письмо в прокуратуру. Власти в разговоре сказали, что они — в принципе — на нашей стороне. В четверг меня пригласили на бюджетную комиссию. Там мне дали слово, а администрация подтвердила, что взяли максимальную ставку. Якобы правительство области принуждает их делать это. Я говорю: где логика, если участки подешевели в два раза, но налог на них наоборот поднялся в два раза. Нам сказали, что мы застроили гаражами все дворы, устроили свалки. Других свалок в городе они не замечают? — отмечает Александр.
Разговор не получился. Все свелось к тому, что каждый может изыскать 1500 рублей в год. Александр говорит, что он еще не в худшем положении, так как в других кооперативах гораздо больше неплательщиков. Как выражается мужчина, «по гаражным кооперативам нет отдельного закона», поэтому трактовать юридически многие аспекты не представляется возможным. Александр называет это явление «правовым вакуумом».
У мужчины есть и радикальный вариант — попросту отказаться от председательства, но сделать это непросто, как с юридической так и с моральной стороны.
— Мне не охота людей подставлять, они благодарят меня за работу. Есть еще более радикальный вариант — саботировать налоги, но это административное преступление. Я сорок лет с законом проблем не имел, зачем мне это под старость лет надо? — задается вопросом собеседник.
Александр говорит, что 2,5 тысячи рублей в год — это критичная сумма для собственников в перспективе иных расходов. Мужчина считает, что с оплатой гаража, квартплаты и расходами на необходимые нужды, люди просто «останутся без штанов». Граждане в ГСК перестанут платить, а председатели, по мнению мужчины, будут повсеместно отказываться работать.
В городе порядка двухсот гаражных кооперативов. В конце года люди узнают новые суммы платежей, когда налоговая инспекция выставит платежные поручения.