…Две бывших одноклассницы встретились будним утром в центре занятости — обе пришли на отметку в качестве официальных безработных. Ожидая своей очереди на лавочке в коридоре, беседуют о том, кто из друзей детства чем сейчас занимается.
— А Маша в Мариуполе живет. Ты же ездишь на море, сгоняй к ней в гости, — советует одна одноклассница второй. На что первая отвечает, что на наши моря уже наездилась, теперь хотела бы слетать за границу.
— Сяду к дочке на хвоста, они пусть гуляют, а я с внуками буду водиться, — подытоживает женщина.
Обеим дамам жизнь уже точно поставила по одной пятерке, а вот по второй, возможно, еще нет. То есть, обеим безработным где-то вот-вот на пенсию (по старым меркам), или же они на нее только что успешно вышли. И на данный момент, судя по разговору, статус безработных их совсем не тяготит.
Большинство же тех, кто также ожидает приема в уютном коридорчике центра занятости, друг с другом не общаются, сидят молча, уткнувшись в телефоны-айфоны. Время от времени возмущаются, что как-то долго тянется очередь. Некоторые особенно невыдержанные заглядывают в кабинет, нервно интересуются причинами задержки — обычно один человек получает отметку, а значит, и право на выплату очередной части пособия, минуты за две-три, на этот раз выходят минут через десять. Оказывается, в кабинете каждому предлагают заполнить какую-то анкету.
Те из безработных, у кого айфона нет, коротают время, читая информацию на стендах. На стеллаже для комфортного пребывания североуральцев в госучреждении есть даже книги и журналы, над которыми зазывающая надпись типа «проведи время с пользой». Но этой возможностью при мне не воспользовался ни один из посетителей.
Среди приходящих на отметку, как правило, представительницы прекрасного пола — либо совсем молоденькие, чуть за двадцать (некоторые подъезжают к центру занятости и отъезжают от него на такси), либо такие, как одноклассницы из начала повествования. Чуть реже тут можно увидеть мужчин.
Максимальная выплата безработному составляет около шести тысяч рублей, на счет деньги приходят дважды в месяц, через несколько дней после очередной отметки. Чтобы не лишиться выплаты, от состоящего на учете требуется минимум усилий — две печати в месяц об отсутствии подходящей для него вакансии от работодателей и, собственно, появление в центре занятости в назначенный день с 8.00 до 10.00 утра. В случае неявки в указанное время пособия могут лишить на срок от одного до трех месяцев — об этом людей заблаговременно предупреждают в момент постановки на учет. А так деньги переводят строго по графику, без задержек. В общем, о тех, кто имеет официальный безработного, государство заботится и это радует. Печально другое. Похоже, для части горожан сегодня актуален вопрос — встать на учет и в течение 12 месяцев (а то и больше, в зависимости от наработанного стажа) стабильно получать пособие по безработице или ходить ежедневно на работу за зарплату, которая ненамного превышает сумму этого пособия.
Безусловно, на пособие не зашикуешь — двухсот рублей в день на красивую жизнь не хватит. Но когда знаешь, что есть люди, которые трудятся за 8-9 тысяч рублей в месяц, честно выполняя свои повседневные обязанности, становится обидно за них. Разве это справедливо?
На днях по ватсапу знакомая скинула видео, там журналисты задают вопрос министру финансов страны Силуанову — не кажется ли ему, что его зарплата в миллион триста, в сравнении со средней по России, выглядит слегка нескромно. На что Антон Германович ответил, мол, да, зарплаты у них неплохие, но ведь на одном энтузиазме долго не проедешь.
Ну а народу, видимо, на этом энтузиазме еще ехать и ехать. Или идти на биржу труда за пособием.