Происшествие в Серове вызывает много вопросов. На часть из них ищут ответы следователи Следственного отдела полиции на транспорте, на часть придется отвечать руководителям ведомств и организаций, которые причастны к случившемуся.
Сейчас понемногу вычерчивается схема происшествия. По тем сведениям, которые известны, можно с большой долей вероятности говорить о том, что на аэродроме Серова был организован незаконный «прокат» самолета.
Возможно, когда-то летчик Кашапов согласился на чьи-то уговоры покатать желающих над лесом, над горами. Скорее всего – просто брал кого-то на борт во время вечернего облета вверенной территории. Смотрел, нет ли где лесного пожара, а заодно катал восторженных пассажиров.
Хатип Кашапов – человек не местный и вряд ли имел близких знакомых в Серове. Но на аэродроме, где он оказался, много лет работают одни и те же люди, имевшие отношение к малой авиации. Организация аукциона «прогулка на самолете» вряд ли обошлась без их участия.
Коммерческий рейс на Ан-2 был 10 июня. Он окончился благополучно. (Приехавший в Серов начальник управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Свердловской области генерал-майор полиции Виктор Бердников просит обратиться людей, кто был на этом или других «коммерческих» рейсах самолета Ан-2, который базируется на нашем аэродроме с 17 мая. Пассажиров очень просят позвонить на «горячие» линии ГО и ЧС или полиции: 6-61-33 или 9-02-09).
11 июня, в выходной день, ко времени обычного вылета самолета на вечерний осмотр, на посадочную площадку прибыли полтора десятка людей. Приехали целенаправленно – покататься. Выпивали они в помещении диспетчерской аэропорта или сразу поднялись на борт – кто знает.
Следователи говорят о том, что были найдены пустые бутылки, графин с остатками настойки… Мама Жени Тренихина рассказала нам, что сын сказал, что они пойдут попускать воздушных змей, а про самолет ничего не сообщил.
Как бы то ни было, но договоренность потенциальных пассажиров с пилотом была достигнута.
Сейчас известны минимум три человека, кому звонили с предложением присоединиться к компании. Один не ответил на звонок, так как был занят, а когда набрал номер – ему сказали, что уже взлетают. Другой потенциальный пассажир отказался от поездки, потому что был занят.
Девушка не села в самолет, так как у нее заболела голова и она решила не лететь. И не ее ли заменил на борту сторож Соболев, который заскочил в самолет так, как был: в тапочках и спортивных штанах?…
И оказалось, что в Серове можно взлетать, не запрашивая разрешения на вылет, никому не сообщая о своем намерении подняться в небо. Можно летать без карты, навигатора, а лишь с «маячком», который кто-то должен включить, так как автоматически он не включается. Можно летать в транспорте, под завязку забитом «грузом» – пассажирами.
Вначале нам говорили о 12 пассажирах и пилоте на борту, позже, 15 июня, сообщили, что людей было 15.
Такое возможно, если заняты места техника, второго пилота. Если в кабине кто-то был, не мог ли он попросить у пилота «порулить» в небесах?
Госинспектор по безопасности полетов уральского управления Федерального агентства воздушного транспорта Илья Ахмадиев, который тоже в эти дни находится в Серове, говорит, что при 15 пассажирах на борту «Аннушка» просто не взлетела бы.
Сведений о личности двух «дополнительных» пассажиров мы пока не имеем.
В дни, когда разворачивается такая драма, напряжение висит в воздухе как смог.
Вот прошла информация о том, что кому-то с телефона одного из пропавших приходит СМС-сообщение, что абонент в сети – как отклик на сделанные, но оставшиеся без ответа звонки.
Специалисты объясняют: такое «возвратное» сообщение автоматически приходит от компании сотовой связи, а никак не от хозяина телефона. Один из комментаторов распространенного СМИ сообщения о СМС-напоминалках рассказал, что получал подобные фразы с телефона, который был давно утоплен в воде.
Самое тяжелое время сейчас – для тех кто ждет. Особо больно родным читать информацию, где факты заменяют домыслом: например, о том, что самолет угнали (куда его здесь, в тайге, угонять) или о том, что все пассажиры – люди пьющие, разгульные и т. п.
Мамы, бабушки, родные ребят – держитесь. Надо верить в лучшее. Тем более, что есть примеры счастливого избавления от пут тайги и гор.
Несколько лет назад в тайге у Денежкиного камня в лесу нашли двух девочек 12 и 16 лет, которые блудили в чаще 10дней. Их нашли добровольцы и спасатели во время прочесывания леса.
В городе работают 11 психологов спасательных служб. За один день, 15 мая, на телефон «горячей» линии им поступило 93 звонка. Экстренная психологическая помощь была оказана 31 позвонившему.
С каждым днем беспокойство и тревога родителей, жен, близких возрастают, что и понятно. Ежедневно в ГО и ЧС им рассказывают о действиях спасателей и выслушивают их предложения по организации поисковых работ, но это мало успокаивает измученных людей. Им бы хотелось – чтобы как можно больше людей участвовали в поисках. Им бы хотелось – результат. Но и в 21 веке, когда, казалось бы, летают спутники, а из космоса можно увидеть и стог сена, все так же трудно найти пропавший самолет, как и 50 лет назад.
Но если раньше не было такой технической возможности, то сейчас, скорее, виноват «человеческий фактор», а проще – нет желания у отвечающих за безопасность полетов оснастить воздушные судна каким-то передающим устройством, которое могло бы без человека передавать сигнал о своем местонахождении. Уж это было бы государству явно дешевле, чем тратить потом десятки, а то и сотни миллионов рублей на поиски заблудившегося самолета.
На четвертый день поиска от имени родителей перед журналистами выступила выступила пришедшая на пресс-конференцию Лариса Маевская. У нее на самолете – сын, дочка и молодой человек дочки, «практически зять», как сказала Лариса.
Телеоператоры и газетчики записали ее обращение к добровольцам с просьбой принять участие в прочесывании леса и горных массивов. Лариса держится мужественно, но видно, что ей очень тяжко, что она измотана ожиданием.
На вечернем заседании оперативного штаба в пятницу побывал отец Григория Шаада. На предложение задать вопросы собравшимся мужчина сказал, что ему видно, что работа спасателей организована, что она идет.
В администрации в эти дни, кроме спасателей в темно-бирюзовой форме с яркими нашивками «МЧС», людей в камуфляжной «лесной» форме одежды роится куча журналистов. Они довольно четко делятся на две группы: приехавших за «скандалом» и тех, кто пытается просто достоверно информировать людей о происходящем.
Те, кому нужно «жареное», атакуют родных пропавших пассажиров, могут скрывать при звонках и общении то, что они собирают материал для публикации, буквально провоцируют людей говорить то, что они хотят от них услышать, диктуя при этом – что именно нужно произнести.
Цинизм и пофигизм таких коллег по цеху поражает. Как, впрочем, и «пофигизм» другого рода: единственная в городе муниципальная газета ни слова не написала о случившемся происшествии, а ее корреспонденты или редактор ни разу не были ни на одной пресс-конференции, которые вот уже три дня ежедневно (плюс вечернее заседание) устраивает для журналистов оперативный штаб.
Но и это – «маячок» сегодняшнего состояния нашего общества.
На поиски тратятся огромные средства. Часами летают вертолеты (стоимость 1 часа полета МИ-8 – под сотню тысяч рублей), днями ныряют на глубину водолазы, на круглосуточном усиленном дежурстве – спасатели, врачи, водители спецтехники, такой, как вездеходы.
Когда речь о жизнях – деньги не считают. Но как же обидно, когда из-за цепочки нарушений, пренебрежения правилами безопасности, потакания сиюминутному капризу, человеческого порока возникает столь страшная, трагическая и нелепая ситуация, какую наблюдаем в эти дни.
Четыре дня поисков. 13 или 15 молодых мужчин и женщин непонятно в каком состоянии. Дождь. Лес и горы, в начале июня пока еще не приготовившие свои «дары природы» в виде ягод, грибов, шишек.
Только надеяться и верить.