Премьерный спектакль Серовской драмы удивительным образом переплетается с последними событиями в жизни города. Кто бы мог предугадать…Но таково свойство настоящего искусства.
Театр Серова стал первым, где рискнули поставить неоднозначную пьесу немецкого драматурга Лутца Хюбнера «Дело чести». По данным РАО (Российское авторское общество) в России она не ставилась.
Театральная история основана на реальных событиях, которые произошли в 2004 году, в Германии, в маленьком городке под Берлином. Две 16-летние школьницы, Улли и Элен, решили провести выходные с 19-летними приятелями – Сэмом и Зиноном. Путешествие обернулось страшной бедой. Элен умирает от ножевых ранений, нанесенных Сэмом.
Как рассказал режиссер спектакля Петр Незлученко, пьеса была запрещена в Германии – мама убитой девушки предъявила автору обвинение в искажении морального облика ее дочери.
И этот факт тоже из сегодняшней нашей жизни: наши дети другие, чем еще 20 лет назад, а нам порой очень трудно признать то, что они бывают такими, какими мы не хотели бы их видеть.
Автор с издателем после 4 лет судебных тяжб добились разрешения на постановку пьесы.
По замыслу режиссера, сцена и зрительный зал на время стали единой большой камерой заключения. Заходя в зал нужно пройти мимо злого охранника. Потом решетка закрывается, и ты понимаешь, что ты заложник в клетке. И то, что сейчас произойдет,тебе возможно не понравится. Но смотреть придется. На глупое бахвальство, на жестокость, на тупость, на бесцеремонность и равнодушие.
Я ощущала себя одной из судей гладиаторского боя, который сейчас должен состояться. Там внизу была арена. И публика просила зрелища. Могла ли я судить? Как зритель, я почувствовала, что могла. Зал наполнялся, актеры начали действо.
Для меня это первое знакомство с Серовским театром. И мне понравилась камерность, в которую я попала. Небольшое количество мест и людей напоминало маленький междусобойчик. Так же я чувствовала себя, когда была на спектаклях в театрах – «Табакерка» Олега Табакова и «Театр.Dос» в Москве. Последний отличается тем, что на его сцене проходят пьесы в жанре документального театра. Они основаны на реальных событиях, как и то зрелище, которое мне предстояло увидеть сегодня на сцене.
Зал полутемный. Появляется маленькая хрупкая Улли, которую играет актриса Александра Незлученко. Тоненькая полоска колеблющегося света. Тревожная, затрагивающая душу музыка. Все это перекликается с игрой самой актрисы и ощущение такое, будто Саша достает из своего сердца и головы тяжелые воспоминания и просит всех нас о помощи. Игра Александры завораживает. Я сразу понимаю, как же больно героине. И с большим желанием и тревогой слушаю рассказ девушки Улли о том, что произошло.
Верно простроенные диалоги, и удачно подобранные музыкальное и световое оформление спектакля, отличное художественное решение – все это помогает выйти на нужный настрой и нерв. Особое спасибо режиссеру-постановщику за финал. Вся боль, неоднозначность ситуации и ее тяжесть показаны зрителю без сюсюканий, размазываний и крови. Все становится понятно, когда видишь нож в руках героя и лица актеров в финале.
Выбор режиссера мне понятен. Такое происходит в наше время очень часто. И хоть у автора главные герои «немецкие турки», это становится неважным, когда смотришь за игрой актеров. Ведь такое может случиться в любой стране.
Как много понятий подменяется сейчас. Кто с тобой дружит, может «кинуть» в самый трудный момент. А дело чести – это не спасти человека, а поехать с ним на самую невинную прогулку, а потом убить его. Герои спектакля провоцируют друг друга. Он – своими «скорость под 200, окна опущены, музон на всю катушку», она – своим поведение и видом «шлюхи», которой не была на самом деле. И все они считали «делом чести» поехать и делать то, что хотят. Так думали эти молодые люди, когда решили покататься в этот злосчастный уикенд.
Никто из них не думал, что это обернется трагедией…
Рекомендую сходить на этот спектакль всем. Потому, что возможно вам, как и мне, захочется еще раз подумать о том, кто живет рядом. А кому-то захочется понять, почему он делает именно так, а не иначе. И лишний раз обнять и поцеловать того, кто тебе очень дорог и не скупиться на тепло, не бояться проявления чувств.
Спектакль длиться 1час и 10минут, и они пролетают за одно мгновение.
В конце хочется встать и молчать, не хлопать, не кричать «Браво», а просто идти и идти. И молчать. Потому что там, на сцене, актеры сделали за тебя все. Прочувствовали, донесли, отыграли. Они будто забрали себе все зло и попросили: «Ну, пожалуйста, не делайте так больше»!
Спасибо.