«Решение о прекращении поиска самолета из Серова примет правительство области»

Автор 02/07/2012 | Просмотров: 230

От редакции. Возможно, это интервью с руководителем штаба поисков-спасательной операции в Серове, начальником Главного управления МЧС по Свердловской области Андреем Заленским, даст ответ на ряд вопросов, которые возникают у интересующимися поиском. Интервью подготовлено пресс-службой областного ГУ МЧС.

 

Андрей Заленский руководит поисковым штабом в Серове. Фото газеты «Глобус».

«Самолет АН-2, совершил несанкционированный взлет с аэродрома Серова 11 июня в неизвестном направлении. На борту судна находились пилот и 12 пассажиров. До настоящего времени следов самолета не обнаружено.

Как проходят поиски самолета, почему его следов до сих пор не удалось обнаружить, могут ли выжить пассажиры самолета в суровых условиях тайги и до каких пор будут проводиться поисковые мероприятия, — обо всем этом рассказал начальник Главного управления МЧС по Свердловской области Андрей Заленский.

— Андрей Викторович, поиски Ан-2 ведутся уже более двух недель. Как именно ищут самолет?
— В спасательной операции участвуют сотрудники МЧС всех регионов Уральского федерального округа, кроме ЯНАО: в общей сложности это порядка 200 человек. Одна часть поисковой бригады обследует территорию по земле. Спасатели в 8 утра отправляются в тайгу и возвращаются из нее только часам к 8-9 вечера. Они берут с собой в дорогу сухой паек, в который входит булка хлеба, литр воды, пачка печенья, а также банка тушенки, паштета, рыбных консервов, сгущенки. И лишь вечером получают горячий обед: суп, второе блюдо, булку, компот.
Вторая часть группы обследует горы — самые отдаленные труднодоступные районы. Туда наши сотрудники доставляются на вертолетах. Они живут там по три дня, а потом сменяются. У каждого с собой индивидуальная палатка, спальный мешок, сухой паек. По возвращению им дается один свободный день, чтобы отдохнуть и просушить вещи, так как в горном массиве сильная влажность, особенно сейчас, после дождей.
— Кто, кроме спасателей, участвует в поисках?
— В общей сложности в спасательной операции задействованы более полутора тысяч человек. Например, к МЧС сразу же присоединились лесники, охотники, рыбаки. Они хорошо знают тайгу и могут добраться до тех мест, куда не ступает нога обычного человека. Вместе со службой спасения самолет ищут и воздушные суда, которые отслеживают лесные пожары.
Кроме того, в первые дни нам помог ГУФСИН: в серовском и близлежащих районах много исправительных учреждений — их сотрудники сразу же рассказали о том, не попадался ли им на глаза Ан-2. Также об обстановке доложили вооруженные силы: на севере есть военная часть, которая занимает большую территорию и на которую запрещено заходить посторонним. Газовики и электрики сообщили о том, не было ли неожиданных аварий на подведомственных им участках: они могли произойти, если бы самолет врезался в газопровод или в линию электропередач. Свою землю проверили и соседние регионы. Свердловские муниципалитеты также обследовали свою территорию насколько это возможно. Кстати, мы сразу же выпустили полторы тысячи листовок с информацией о пропаже Ан-2 и просьбой позвонить на телефон «горячей линии» всех, кто видел самолет или что-либо о нем знает. Они были распространены по всем близлежащим населенным пунктам. Дополнительно были обследованы железнодорожные пути и автомобильные трассы. Потому что у летчиков есть правило ориентироваться на них, если они не знают, куда лететь.
Мало того, МЧС пошло на беспрецедентный шаг и подключило к поискам волонтеров. Конечно, они работали не сами по себе, их сопровождали спасатели и медицинские работники. Однако, скорее всего, мы больше не будем их привлекать — это небезопасно. Одна из основных угроз — клещи. Наши сотрудники имеют прививки от энцефалита. Но многие добровольцы не привиты, и мы не можем рисковать их жизнью. Между прочим, клещи уже напали на нескольких сотрудников МЧС и МВД, участвовавших в поисках. Но с ними все в порядке.
Кстати, и самих пассажиров Ан-2 подстерегает эта опасность. Если человеку, которого укусил клещ, экстренно не оказать помощь, то уже на следующий день его состояние может серьезно ухудшиться.

— Что еще угрожает пропавшим, кроме клещей и комаров, которых много в лесах?
— Вода у них есть: последнее время в районе поиска было много дождей, в добавок ко всему в горах таяли ледники, и уровень воды в реках повысился на 1,5-2 метра. Однако в тайге нет еды: грибы и ягоды еще не пошли. Пока только зреют кедровые шишки, и в орешках уже есть мякоть, которую можно есть. Если пассажиры Ан-2, конечно, об этом знают. Кроме того, по ночам стоит весьма холодная погода. А люди, летевшие в самолете, одеты легко. При этом на севере области есть болота, из которых крайне трудно самостоятельно выбраться. Но главная опасность — это медведи, которых очень много в тех краях. Наши спасатели уже натыкались на них. К счастью, все обошлось. Но они попросили впредь давать им в сопровождение охотников.

— Не думаете ли вы, что если самолет благополучно приземлился где-нибудь в тайге и его пассажиры невредимы, то они бы уже давно подали знак? Например, разожгли костер.
— Думаю, что мы уловили бы сигнал от них, если бы он был.

— Почему же до сих пор не удалось обнаружить следов самолета? Ведь силы на его поиски брошены беспрецедентные.
— Начнем с того, что территория поиска очень большая, а главное — сложная. Как известно, это тайга с густыми лесами и болотами. Кедры и сосны, которые в ней растут, достигают 60 метров. А длина Ан-2 — около 12 метров. Он легко может среди них затеряться. Нужно учитывать, что самолет имеет свойство падать при потере центровки вниз хвостом или мотором. Таким образом он может встать между деревьями, а ветки сверху сойдутся и скроют его. И найти судно по воздуху можно будет только с определенного ракурса. Скажем, всего обследовано 219 тысяч квадратных километров, из них 30 тысяч — повторно, уже под иным углом. Обломки Ан-2, которые недавно нашли, как раз были обнаружены при повторном обследовании. По некоторым данным, самолет сделал экстренную остановку в тайге в советское время. О нем узнали еще много лет назад, просто решили оставить часть корпуса на месте.
В добавок ко всему поискам помешали погодные условия. Из-за дождей авиатехника летала ограниченное время, было невозможно тщательно осмотреть горные массивы. Еще один негативный фактор — малонаселенность территории. В среднем, в северном округе шесть человек на один квадратный километр. А в некоторых районах — менее одного человека на ту же единицу площади: только тайга, болота, озера. Может, когда начнется грибной и ягодный сезон, люди потянутся в лес и тогда получится найти Ан-2. Такие прецеденты уже были. Например, однажды грибник обнаружил самолет, груженый золотом, который некогда упал и затерялся в сибирских лесах. Причем ценный груз оказался на месте.
Опять же, в тех краях, где пропал Ан-2, встречаются магнитные аномалии. Из-за них даже спутниковый телефон не берет сигнал. А у летящего самолета смещаются показания на приборах. Кроме того, в том районе солнце, на которое обычно ориентируются летчики, садится не на западе, а на севере. Поэтому там должны летать пилоты, которые хорошо знают эти особенности территории. Как говорят свидетели, летчик Ан-2 не был осведомлен об этих природных аномалиях, так что, не исключено, он попросту заблудился. Ведь у него даже не было навигатора.Есть версия, что самолет мог утонуть при посадке в болоте. Но на севере региона неглубокие болота, поэтому «кукурузник» не мог скрыться в них полностью. В озере у него тоже не получилось бы утонуть, потому что баки были заполнены лишь наполовину — они должны были удержать судно на поверхности. Опять же, если бы оно затонуло, то на воде образовалось бы масляное пятно. Мы лишь однажды заметили маслянистые разводы: оказалось, что они образовались от хвои. Тем не менее, водолазы продолжают обследовать водоемы. Пока безрезультатно.Космическая съемка тоже ничего не дала. На тех участках, на которые нам указали специалисты по космическому мониторингу, находятся просеки. Видимо, эксперты подумали, что их проделал самолет. Но как он может протаранить вековые сосны и кедры? Это невозможно.

— Получается, что и сообщения от очевидцев не подтвердились?
— Поначалу нам поступало очень много звонков от местного населения. Спасатели проверили все места, на которые указали люди, но так ничего и не нашли. Сейчас сообщений меньше. И многие путают Ан-2 с самолетами, которые ведут его поиски. Кстати, экстрасенсы со всей страны звонят на телефон «горячей линии» и даже шлют нам телеграммы. Но все их «провидения» кардинально отличаются друг от друга. В тех районах, на которые они указывают, нет и следа от пропавшего «кукурузника».

— Какая часть намеченной территории уже обследована?
— Изначально был определен участок радиусом 250 километров и общей площадью 160 тысяч километров. Это то расстояние, на которое летчик мог улететь от аэродрома, чтобы потом вернуться. Эта территория уже обследована. Так как мы не смогли найти на ней самолет, то решили расширить радиус поиска до 500 километров. Не исключено, что Ан-2 заблудился или не имел цели возвращаться назад.

— Как долго будут продолжаться поиски? Ведь, очевидно, что они не могут длиться до бесконечности.
— Решение о прекращении операции будет принимать правительство Свердловской области после того, как изучит материалы поисковой операции и заключения экспертов, в частности агентства Росавиации».

Беседу вела Анна Колесник
29.06.2012
© «МЧС России» 2012




Поделись новостью в социальных сетях




  • Галке

    Мы надеялись, что больше вас не услышим. А у вас просто талант, как говорил Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота» — Что ни напишет, всё бесподобно!

    • galka

      Почему нет, я всегда на связи. На любительских диапазонах каждый день. А если серьёзно, про парапрланеристов, каковы технические возможности? кто то знает?

      • бобик

        НА БОЛОТИСТОЙ МЕСТНОСТИ НИКАКИХ.
        Восходящие потоки воздуха отсутствуют до и приземлится некуда.

        • galka

          Наблюдал парапланеристов в летний тихий вечер, над Камой летали, ветра не было, слышно было мотор. Прочитал, дальность полёта доходит до 100 км.

          • бобик

            Это МОТОПАРАПЛАН. не путать с обычным

  • Rina

    и ещё раз хочется высказаться,что властям города Серова стоит задуматься о летнем досуге людей,нужно всё таки организовывать отдых своих горожан и официально устраивать развлечения для взрослых и детей,а то людям в свободное время просто не где отдохнуть,вот из-за этого и происходят такие трагедии,так что я вина в этой трагедии во многом ложится на власть Серова!!!

    • Пермь

      Абсолютно верно.
      Выводов очень много придётся сделать.
      И приемнику своему, на столе, ножом оставить надпись- Не повторяй моих ошибок.

    • Александр

      Властям Серова есть о чем призадуматься. Если рассмотреть вариант угона то задача у властей решить: где промежуточные посадки,куда делись пассажиры, кто жертва, кто преступник.В чем истинная цель покатушек и бегства.Одностороннего специалиста уподоблю флюсу — полнота его одностороння.В уставе красной армии записано: занимая линию обороны, готовь запасные позиции. Если монотонное прочесывание не приносит результата, нет сигнала бедствия и следов — что-то не так..

      • Юра-лётчик

        Да всё так ! В непроходимой тайге можно поезд спрятать — не найдёшь ,а тут самолётик тряпочный …

        • Аумин

          Однако по поводу тех технологий, о которых говорил ранее скажу следуще: обратился за разьяснениями по этому вопросу к Президенту компании «Геокосмос» Мельникову Сергею Рафаэльевичу , специалисту в области геодезии, картографии, лазерной локации и систем управления, со следующим вопросом:Возможно ли применение технологий воздушного лазерного сканирования для поиска пропавших в тайге самолётов?Допустим, мы имеем лес! Что там в нём — мы не видим! Допустим, в нём стоит искомый самолёт! Если над этим местом пролетит самолёт с системой ЛИДАР или ей подобной на борту и отсканирует местность с установками, что лес исключается из картинки, то что увидит оператор??? Он увидит чистый рельеф и НЕКИЙ ОБЪЕКТ на местности? Это так? Причём по внешнему виду Объекта можно будет предположить, что это примерно такое? И вот что он ответил: С помощью лазерного сканирования можно дешифрировать объекты в лесу. Качество дешифрирования зависит от технических деталей. Процесс достаточно трудоемкий. Автоматизирован частично.
          То есть, получается очень даже можно,хоть и не совсем легко в плане обработки первичной информации — и то с точки зрения фиксации трёхмерной модели, визуальное же наблюдение на мониторе за тем, что внизу находится не составляет большого труда!
          С Татьяной сегодня встречался, обсудили вопросы, которые было бы неплохо сегодня задать штабу с учётом консультации Президента «Геокосмоса», так что вечером будем ждать ответа Штаба на вопросы и предложения…

          • Аумин

            Позже получил дополнительные разьяснения по поводу методов лазерного сканирования местности от Сергея Рафаэльевича Мельникова, Председателя Совета Директоров группы компаний Геокосмос, Члена Попечительского Совета Московского Государственного Института Геодезии и Картографии. Он посоветовал, что при лазерной локации «более эффективным был бы режим фиксации интенсивности отраженного сигнала Он есть на всех серьёзных камерах. Детали самолета и других «нелесных» (например металлических объектов) будут отражаться намного сильнее. Причем можно будет работать и ночью» — и что это наиболее подходящий режим для поиска В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ, так как лес в реальном времени НЕ УБИРАЕТСЯ С МОНИТОРА, а только «после проведения программной классификации облаков точек — то есть после всей съёмки надо провести програмную операцию «Выделение растительности» и удаление её, тогда останется только то, что под деревьями» Получается, технология поиска будет следущей: в режиме фиксации интенсивности отраженного сигнала можно будет в реальном времени на мониторе при облёте и лазерной локации территории УВИДЕТЬ НЕПРИРОДНЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, ВЫДЕЛЕННЫЕ БОЛЕЕ ИНТЕНСИВНО, ЧЕМ ЛЕС, а ежели работать в режиме простой локации, то днём борт летает и снимает — а вечером оператор обрабатывает програмно отснятое, убирая програмно лес с изображения, что в принципе тоже несложно. Вот такие вот дела!Сергей Рафаэльевич порекоменловал внимательно посомтреть свою книгу по этому поводу «Лазерная локация земли и леса», http://www.laserlocation.ru/index.htm

  • смит-69

    Поиски продолжаются на территориях Ханты-Мансийского автономного округа, Челябинской, Курганской, Тюменской областей. -Что там и кто обследовал?статья из майл.ру за 2-е»Пропавший на Урале Ан-2 не видят ни спутники, ни экстрасенсы»-может там листовки и раздали?

  • Дмитрий

    случайно сюда попал… вот почему должно произойти что-то чтобы начали думать как действовать? есть же GPS трекеры которым может быть оборудован самолет / автомобиль, а персональный вручен спасателю / экипажу. Тогда ведь НЕ НУЖНО никого искать. По крайней мере район поиска будет НАМНОГО меньше. Есть многомиллиардная программа ГЛОНАСС, есть сертифицированные устройства — и опять разговоры о том «пропал, а если потеряются, а как найти, а кто будет искать «ищущих»… тигры знаете где, а граждане сами как нибудь? вот слёту нашел пример http://lookout.com.ua/ru/novosti-i-sobytiya/41-ispolzovanie-gps-monitoringa-v-grazhdanskoj-aviatsii Работает же ведь? и не нужно больших инвестиций в это… до 300 дол за устройство, подключение к сервису (абонплата не такая уж дорогая, но если и на это нет — есть софт который визуализацию маршрута в реальном времени делает на Бинге/Гугле). Подключение к сервису еще и даст возможность работы кнопочки SOS (если есть покрытие мобильного оператора то она сработает, пошлет координаты или определит положение по LBS). Для «диких просторов тайги» такие решения НЕОБХОДИМЫ. МЧС должны требовать оборудования этими устройствами техники и наличиz его у всех ГРУПП кто идет в тайгу за грибами, лосём или изучения клещей… к вопросу дорого или нет… посчитайте как снижается вероятность спасения во времени, сколько стоит каждая такая операция для спасателей/бюджета и главное сколько стоит ЖИЗНЬ.

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Новости Серова в вашем почтовом ящике. Еженедельно.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами www.serovglobus.ru.

Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.