Выступление начальника Координационного центра поиска и спасания г. Екатеринбург Владимира Волошенко на очередном заседании оперативного штаба началось не с привычного доклада о результатах воздушного обследования, а с обращения к прессе, которую в этот день представляли серовские газеты «Глобус» и «Работа и отдых», а также «Канал С» из Серова и съемочная группа телеканала НТВ.
– С самого начала поиска, с 12 июня, мы не раз говорили о том, кто, согласно документам, «Воздушному кодексу», уполномочен прекратить авиационный поиск. Поэтому я попрошу внимательно относиться, к тирадам в Интернете.
Владимир Волошенко назвал авиационную составляющую поиска на сегодняшний день. Это воздушные суда, которые базируются на трех аэродромах: «Кольцово» в Екатеринбурге, «Большое Савиново» в Перми и «Рощино» в Тюмени. «Это три вертолета МИ-8 со спасателями на борту, которые будут решать вопросы по оперативно поступающей информации из района поиска. Никаких вопросов о прекращении поисков нет и не может быть, пока руководство не примет данное решение», – заявил Владимир Волошенко.
Руководитель воздушного поиска Владимир Волошенко, как и руководитель наземной группировки сил органов внутренних дел Сергей Радовских пока находятся в Серове.
Усилия наземных групп сейчас сосредоточены в районе поселка Подгарничный.
В автономном режиме здесь ведут поиск по две группы Уральского регионального поисково- спасательного отряда и областной службы спасения. Район обследования – север и северо-восток от поселка. Возвращение групп планируется сегодня (24 июля – ред.), завтра и послезавтра.
В среду ожидается плановая замена одной группы Уральского регионального отряда, которая отработала на поиске 16 дней. Ей на смену прибывает свежая группа из Екатеринбурга.
– Группировка МВД продолжает проведение поисковых мероприятий в 19 территориальных органах муниципальных образований, – сообщил начальник наземной группировки сил полиции Сергей Радовских. – Организована работа 38 поисковых групп, задействовано 118 человек, 32 единицы техники. Силами ОМОН обследован участок к юго-востоку от Подгарничного, участок автодороги Еловка – Еловка Новая – Подграничный. Площадь проверенного – 6 кв. км.
Сотрудниками МО МВД России «Ивдельский» проводилось обследование автозимников в северном направлении от поселка Оус. Значимой информации не получено. Сотрудниками МО МВД России по Североуральску обследована прилегающая территория Каменского водохранилища, кварталов 137, 140, 141 Петропавловского лесничества. Площадь осмотренной территории – 4 кв. км.
Сотрудниками МО МВД России по Новолялинскому району обследовано 2 кв. км у деревни Савиново Старолялинскогелесничество и 2 кв. км в районе деревни Коптяки. За текущие сутки оперативно значимой информации не поступало. На завтрашний день работа спланирована.
Дополнительно к рабочим группам направляются шесть человек. Пояснения по ней дал Олег Якимов, начальник отдела полиции «Серовский»:
– Группа на автомобиле ГАЗ-66 выдвигается в район горы Айбек. Это на границе с Пермским краем. Уезжают на 2 ночи. В группу включены сотрудники полиции и пенсионеры МВД.
На встрече с родственниками прозвучал вопрос о несении службы 21 июня нарядом полиции на автомобиле. В этот день группа ГУВД обследовала территорию от железной дороги до автодороги Серов – Сосьва с 9 до 23 часов. Обследовано 38 кв. км. Акты обследования имеются, подписаны генерал-майором Виктором Бердниковым, рассказал Сергей Радовских.
Директор Серовского лесничества, Вениамин Атанов, сообщил, что лесники прошли 2 кв. км. южнее поселка Андриановичи. Результат отрицательный.
Глава СГО, Елена Бердникова, рассказала:
– По муниципалитетам значимой информации, к сожалению, не получено, хотя опрошено еще 98 человек. Всего опросили свыше 26, 5 тысяч. Работали во вторник 36 человек, в том числе 6 волонтеров, 8 единиц техники.
Какой-то новой, значимой, свежей информации нет, сообщили также охотовед Виталий Бирюков, начальник линейного отдела полиции Станислав Зонов и заместитель начальника следственного отдела на транспорте Михаил Халявин.
ВИДЕОЗАПИСЬ С ЗАСЕДАНИЯ ШТАБА 24 ИЮЛЯ 2012 г.
Свою версию возможной цели полета выдвинул позвонивший в редакцию газеты «Глобус» Евгений Ильич Наклоняев.
Больше 40 лет он знаком с Юрием Соболевым, работавшим в последнее время охранником посадочной площадки Серова и улетевшем на Ан-2 в злополучный вечер 11 июня. Наклоняев и Соболев долгое время служили вместе в лесавиаохране. «Я был парашютист-пожарный, а он – инструктор авиазвена, – рассказал Евгений Наклоняев. Старого товарища он повидал 12 мая. – У него день рождения 3 мая, вот я и заезжал его поздравить». Юрию Соболеву исполнилось 67 лет.
По мнению Евгения Наклоняева бывший парашютист-инструктор Соболев мог понадобиться на борту Ан-2 с одной целью: осуществить сброс с самолета в условленном месте канистры с бензином либо иного груза.
– Если у них был полет накануне, в 5-6 вечера, то их вполне могли попросить доставить топливо, например, рыбакам для моторной лодки. Такое во время нашей службы случалось. Но сбросить груз с самолета мог только один человек – Юрий. Это ему приходилось делать много раз. Потому его и взяли, потому он заскочил в самолет даже не одевшись, в последний момент, думал, что отлучится ненадолго – туда-обратно, и все, – говорит Наклоняев. – Он же на работе к тому же был.
Бывший парашютист рассуждает:
– Ну сами посудите – зачем ему лететь куда-то в горы, смотреть на какой-то закат? Ему не 25 лет. Он этих гор, лесов и закатов столько насмотрелся, что они ему уже ни к чему. Чего он там не видал? Наверняка чья-то просьба была, а Юрий отзывчивый. Полетели недалеко. По Лозьве-реке или в Гаринский район, где рыбалка хорошая. Надо проверить детализацию звонков Ушакова и Соболева – с кем они говорили накануне полета?
– Было ли раньше такое – прогулки на самолете за деньги?
– В наше время – нет. Это сразу со службы полетишь. Чиновников всяких да, катали, высаживали, где скажут. Но они всегда могли найти повод, мол, надо по делу.
– Евгений Ильич, а что могло случиться с самолетом?
– Если на борту были канистры и 12 человек народу – это уже похоже на перегруз. Топливо, может, не того качества. Вполне возможно, что случился отказ двигателя.
– Но вот говорят, что Ан-2 планирует и садиться даже при отказе двигателя.
– Если он таился и летел на малой высоте, то тут планировать уже не получится – с высоты в 100-150 метров самолет падает вниз комочком.
– А могли канистры взять, чтобы самим заправиться?
– На лету не заправишься, а садиться – зачем? Говорю же – на надолго они вылетали.
– А могли не оценить обстановку из-за выпитого?
– Я читаю, что они целый день пили, а потом полетели. Ну что за бред. Вот вы бы в твердом уме сели даже в машину такси, если бы заподозрили, что водитель пьян? А тут самолет. Гаишники разве не определили бы, что командир Ан-2 пьян? С их-то опытом! Нет, пьяными они вряд ли бы и сами полетели. Была какая-то цель, была. Юра просто так, покататься, в самолет бы не сел!
– Ну, может за компанию?
– Его ли там компания? Молодежь. Юра – человек высокоответственный, дисциплинированный. Он был не просто парашютистом, а инструктором нашего авиазвена. Настоящий профессионал.