Шамиль Исмагилов – один из командиров воздушного судна, прибывших в Серов и Сосьву проверять лес в пожароопасный период. Его пригласил поработать гендиректор компании «АВИА-ЗОВ» Олег Золин. Раньше Шамиль был военным летчиком, летал на истребителях. Затем 15 лет – в транспортной авиации. Несколько раз за эти годы уходил командиром на Ан-2, свой любимый самолет. Шамиль летает вот уж 42 года, с 18 лет.
С момента, когда стало известно, что «кукурузник», пилотируемый Хатипом Кашаповым, не вернулся на аэродром, Шамиль участвует в его поисках. Вначале как КВС в компании Золина, вместе со вторым пилотом Кашапова, затем, когда «АВИА-ЗОВ» лишили права на полеты, – как командир Ан-2 курганской компании «Сибиа».
Сейчас роль Шамиля в поисках несколько иная, но не менее активная, и для бывшего военного летчика, пожалуй, несколько непривычная, даже странная…Но в истории с Ан-2 уже ничему не удивляешься.
Но об этом – чуть позже. А пока – рассказ и мнение опытного КВС о поиске пропавшего Ан-2.
Может, в сентябре истину узнаем
– Местность, на которой идет поиск, такая, что тяжело искать. Самолет можно увидеть только если точно над ним пролетишь, а иначе – вряд ли. В такой местности мне еще не приходилось искать. Дело случая. Вот тот самолет, который упал 6 лет назад (неподалеку от с. Кондратьево поисковики обнаружили останки Ан-2, севшего на деревья 6 лет назад – ред.) нашли только тогда, когда над ним прошли. Хотя знали его маршрут, хотя капитан из ракетницы стрелял. Он перед вертолетом пустили красную ракету, и только тогда увидели. Местность такая, что ничего не видно из-за зелени. Может, в сентябре-октябре истину узнаем. Если не знать где конкретно искать – очень тяжело. Направления четкого не было. Все видели самолет в разных направлениях, и нигде в итоге нет. Трудно самолет обнаружить. Если он «свечкой» упал между деревьев – его ни за что не увидишь. Даже если прямо над ним пролетишь. Отвлекся – и пропустил.
Про аварийный маяк
– На самолете Кашапова маяк есть, но его надо включать вручную. Если б там кто-то остался – нажали бы кнопку. С этого года принято решение, что на Ан-2 должны стоять автоматические маяки. Но на моем самолете нет автоматического, только ручной. Это разрешалось, а теперь, наверное, не будет разрешаться, будут ставить автоматические.
Большинство Ан-2 оборудованы ручным радиомаяками: включил – даст сигнал, не включил – не даст. Есть на Ан-2 и аварийные радиостанции, но надо знать – как ею пользоваться.
Есть еще аварийная станция в аварийном наборе пилота (Кашапов, говорят, не взял его с собой) да и толку от нее мало – в горах связи нет. Я на Ан-2 поднимался на 1800 метров за Конжаковским Камнем – связи нет.
Лучшее окно – сзади
– От том, что там произошло – предположений много. Бог его знает… Могли все в хвосте оказаться. Там самое лучшее окно – слева сзади у двери, то есть, если кто-то позвал и все туда побежали смотреть, то самолет мог упасть на хвост. При такой загрузке: 13 человек и запас топлива, – она была предельно допустимая. Задняя центровка уже была нарушена. Хватит даже одного человека, подошедшего к этому заднему окну, чтобы центровка нарушилась. Или вариант: если были не привязаны, фотографировали стояли, то могли упасть при маневрах Кашапова.
В тот день
– Валерий, второй пилот, рассказывал, что самолет Ан-2 взлетел на его глазах,когда он только подъехал. Он стал набирать командира Кашапова – тот не ответил. Потом они ему звонили каждые 15 минут, но абонент был недоступен.
Я не знаю – пили они там или нет, жарили шашлык или еще что-то делали. Вначале говорили, что выпивали все вместе. Потом родственники стали утверждать, что никто из улетевших не пьет. Не помню кто, но мне сказали, что это важно для получения страховки: если пьяные были, то вряд ли страховые выплаты будут большими.
Мангал там, на аэродроме, и раньше стоял. И в Сосьве стоит. Никто не запрещал там в выходные пожарить шашлыки.
В тот день и Валентина Соболева была на аэродроме (она и рассказывала про шашлык). Ее тоже звали прокатиться, но она отказалась. А когда самолет улетел, отправилась домой. Юрия Соболева, как рассказывала Валентина, они позвали в самолет, чтобы он показал – где есть красивые места.
Не дождавшись самолета, Валерий и авиатехник позвонили Золину. Тот велел жечь костры, чтобы обозначить для Кашапова место посадки и сразу выехал из Магнитки, где был, в Серов. Всю ночь они на площадке жгли костры. Утром сообщили в полицию.
На следующий день
– 12 числа меня вызвали искать Ан-2. Я в Сосьве был. Золин мне позвонил, и мы уже после обеда вылетели на поиск. Я тоже летал на АН-2 на 02245-ом.
Мы по очереди с Золиным летали (весь день ведь нельзя летать). Первые дни вообще с 7 утра до полдвенадцатого ночи летали. Потом некоторые говорили: «А мы видели ночью самолет!» В Ивделе, например, говорили. А это я летал. Летал там, где скажут. Говорили: «А вот там!» и мы летели туда.
Золин в 12 11июня позвонил и дал указание чтоб жгли костры, могли заблудиться. Валя сразу домой уехала по-моему, когда отказалась лететь.
Первую неделю два экипажа в 2 смены летали на самолете. Одни в 7 утра вылетали, потом возвращались. Я где-то часа в 4 вечера садился и до ночи. Больше Золин не привлекал самолеты. А когда Золинскую компанию отстранили от полетов, я поехал в Курган и там устроился на работу. И уже на курганском самолете прилетел участвовать в поиске дальше.
Про летчика Кашапова
– Лично я его не знал. Мне сказали, что до этого он 2 года не пил, поэтому его отправили в командировку как морально устойчивого:он вообще в рот ни капли спиртного не брал.
Видеорегистратор заснял – как он над водохранилищем летал. Любил на низкой высоте летать. Об этом рассказало его оренбургское начальство, которое приезжало сюда. Они знали его манеры. Может, и в этот раз решил показать свое искусство, и это могло стать причиной падения. Маневры такие опасны. Пассажиры же могли не привязанными быть и на хвост упасть. 10 июня, когда летал над водой, он учитывал это, а 11 мог и не учесть. Нашли этих людей – кто летал. И 11июня летали (уже другие). Может и раньше кто летал, но это замяли.
Кашапов улетел, чтобы подзаработать. 10 дней до этого они сидели без работы. Последний раз официально 2 июня летали, и все. А если не летаешь, то зарплату начисляют, но она в 3-4 раза меньше, чем за полеты.
Самолет «сбили военные»
– Тупая версия. Там запретная зона, если бы сбили – они бы первыми доложили, чтобы медали получить. Если бы сбили, спрятать следы до конца невозможно. Представьте, сколько народу надо, чтобы собрать все, до мельчайшего осколочка. Кто- нибудь все равно бы ляпнул. Невозможно это скрыть. Искали мы Ан-2 над военной зоной. Военные готовы пустить сотрудников МЧС на территорию – ищите. Случаев, чтобы военные сбили заблудившийся самолет, я не знаю.
Таинственная зона
– При поиске мы столкнулись с необъяснимым. Недалеко от Конжака, километрах в 4-5 на запад за воинской частью, есть такое место, где всем становится не по себе. В том числе спасателям на самолетах и вертолетах. Ребята-поисковики там ходили, так один чуть сознание не потерял. Второй хотел помочь, но признался: «Я тебя поддержать даже не могу, самому плохо». Один на кедр залез, ладно, что он привязался, так бы улетел..
Мы над тем местом летали с пилотом, и когда стали подниматься на высоту больше 1200 метров, я понял, что засыпаю. Пилоту говорю: все засыпаю, не могу. Второй пилот мой начал терять сознание… (Второй пилот Валерий подтвердил слова Шамиля об изменении состояния в определенной зоне полета, но, говорит, что, возможно, просто уболтало людей в самолете – авт.) .
А выходим из зоны, и нормально все.
Может, из-за кислородного голодания там такое? Но тогда и пассажир мог вот так же сознание потерять, покатиться в самолете. И Кашапов мог.
Как получают разрешение на полет
– Сейчас порядок уведомительный: разрешение получать не надо, но летчик обязан предупредить, что вылетает. Не сделал этого – нарушение. Вот и Кашапов должен был доложить, что летим туда-то, будем во столько-то. А если вылетаешь с пассажирами на борту, то надо заранее спросить разрешения, представить список пассажиров, обеспечить билеты и прочее. Связь с диспетчером идет через диспетчерский пункт в Кольцово (Екатеринбург). Диспетчер фиксируют вылет. Он не следит за тем, кто и как летает. Если самолета нет в пределах контрольного времени возврата – а это 5 минут, если пилот не вышел на связь, то диспетчер поднимает поисковый вертолет. Связь с пилотом и диспетчером сейчас разрешена в любом виде: по телефону, смс-сообщениями, по интернету. Золина отстранили от полетов, а за что? По идее, надо Оренбург наказывать – экипаж Кашапова же оттуда. Золин просто нанял его, как меня из Казани, как любого летчика, кто знает Ан-2. Сейчас можно взять в аренду и экипаж, и воздушное судно. Много предложений, только летчиков малой авиации катастрофически не хватает.
Есть ли техника для поиска самолета?
– Не помогут они. Там же аномалии. Металл в лесу приборы не покажут. Даже компас здесь на тридцать градусов врет. Тепловизор раньше использовали (не на этих поисках), но он может помочь на болотах, на воде. Здесь прибор массу горы покажет, и все – металла в ней много. Пишут про приборы те, кто…грубо выражаться не хочу, а мягко не могу.
Локаторы не будут работать на высоте. Как-то Ан-2 в торс улетел, его искали, но локатор даже на высоте в 5 метров «след» не взял. Здесь горы перебьют все. На фоне горы у Кытлыма самолет – песчинка. Спутниковые снимки смотрели – ничего не разглядеть там.
Летаем без связи
– Сотовые телефоны некоторые пассажиры Ан-2 оставили на земле, у кого-то они в машине были. ФСБ проверяло: никто после взлета на связь не выходил. Там уже через 15 минут полета связь теряется. В районе Кытлыма может появиться, но буквально на 2 минуты, и опять провал. Мы летаем по компасу и навигатору. Отклонения приборов из-за аномалий мы знаем. Последняя точка, где засекли, что связь с Ан-2 ловилась – над Красны Яром. Дальше – вне зоны.
Загадка, которую надо отгадать
– Сейчас мы со старыми товарищами, бывшими вояками-истребителями организуем авиакомпанию для выполнения лесопатрулирования, сельхозработ и так далее. Будут пассажиры – решим вопросы по их перевозке, но катать будем официально. До Екатеринбурга лететь на Ан-2 всего полтора час. Этот самолет самый удачный, его ничем не заменить. Посадочные площадки пока закрыты, но мы будем приводить их в порядок, чтобы соответствовали требованиям. Все хорошо, когда все нормально. Устав аиакомпании нам регистрируют на днях. А пока мне очень хочется разгадать тайну Ан-2. Ее НАДО разгадать. Чтобы не было догадок, чтобы закрыть эту тему, чтобы не тащилась она шлейфом за любым Ан-2. Чтобы мы могли сказать: все, что возможно для поиска, мы сделали.
Я сам хожу с поисковиками
– Я веду поиск сам по себе, независимо от штаба. Но две недели ходил с поисковиками МЧС. У меня в Казани есть сильная ясновидящая. Она не раз точно называла то, о чем я спрашивал. Назвала и место на границе с Пермским краем, где может быть Ан-2. Мы с группой спасателей туда ходили недавно – она вела нас по телефону. Как-то стою в лесу, разговариваю с ней, а она говорит: «Ты почему в мою сторону смотришь? Левее смотри!» Именно она сразу сказала, что 11 июня было два полета, а не один. И теперь известно, что, правда, два и было. Сейчас для точного поиска ей нужны фотографии пропавших. Их я и повезу ей в Казань. Посмотрим, что она скажет.
Мы опоздали на один день
– Я с 1 июня был на Урале.10 числа я уехал на машине в Екатеринбург. Золин должен был после праздника с Магнитки ехать, меня забрать, а потом борт 02245 перевести в Челябинскую область, на химсельхозработы. А этот борт, Кашапова, – поставить в Сосьву. Золин и позвонил мне в 2 часа в ночь на 12 июня: «Я еду, поехали». Нам одного дня не хватило – перебросить самолет в Сосьву. Может, в Сосьву переставили, так не наладили бы они контакт с населением. Там некому летать, деревня глухая. А тут, в Серове, налажено было, люди шли. Мы опоздали. А они не опоздали.