Летчик Исмагилов: «Надо обязательно найти этот самолет»

Автор 23/08/2012 | Просмотров: 418

Шамиль Исмагилов – один из командиров воздушного судна, прибывших в Серов и Сосьву проверять лес в пожароопасный период. Его пригласил поработать гендиректор компании «АВИА-ЗОВ» Олег Золин. Раньше Шамиль был военным летчиком, летал на истребителях. Затем 15 лет – в транспортной авиации. Несколько раз за эти годы уходил командиром на Ан-2, свой любимый самолет. Шамиль летает вот уж 42 года, с 18 лет.

С момента, когда стало известно, что «кукурузник», пилотируемый Хатипом Кашаповым, не вернулся на аэродром, Шамиль участвует в его поисках. Вначале как КВС в компании Золина, вместе со вторым пилотом Кашапова, затем, когда «АВИА-ЗОВ» лишили права на полеты, – как командир Ан-2 курганской компании «Сибиа».

Сейчас роль Шамиля в поисках несколько иная, но не менее активная, и для бывшего военного летчика, пожалуй, несколько непривычная, даже странная…Но в истории с Ан-2 уже ничему не удивляешься.

Но об этом – чуть позже. А пока – рассказ и мнение опытного КВС о поиске пропавшего Ан-2.

Шамиль Исмагилов искал пропавший самолет с воздуха, теперь ищет на земле. Фото Катерины Быковой.

Может, в сентябре истину узнаем
– Местность, на которой идет поиск, такая, что тяжело искать. Самолет можно увидеть только если точно над ним пролетишь, а иначе – вряд ли. В такой местности мне еще не приходилось искать. Дело случая. Вот тот самолет, который упал 6 лет назад (неподалеку от с. Кондратьево поисковики обнаружили останки Ан-2, севшего на деревья 6 лет назад – ред.) нашли только тогда, когда над ним прошли. Хотя знали его маршрут, хотя капитан из ракетницы стрелял. Он перед вертолетом пустили красную ракету, и только тогда увидели. Местность такая, что ничего не видно из-за зелени. Может, в сентябре-октябре истину узнаем. Если не знать где конкретно искать – очень тяжело. Направления четкого не было. Все видели самолет в разных направлениях, и нигде в итоге нет. Трудно самолет обнаружить. Если он «свечкой» упал между деревьев – его ни за что не увидишь. Даже если прямо над ним пролетишь. Отвлекся – и пропустил.

Про аварийный маяк
– На самолете Кашапова маяк есть, но его надо включать вручную. Если б там кто-то остался – нажали бы кнопку. С этого года принято решение, что на Ан-2 должны стоять автоматические маяки. Но на моем самолете нет автоматического, только ручной. Это разрешалось, а теперь, наверное, не будет разрешаться, будут ставить автоматические.
Большинство Ан-2 оборудованы ручным радиомаяками: включил – даст сигнал, не включил – не даст. Есть на Ан-2 и аварийные радиостанции, но надо знать – как ею пользоваться.
Есть еще аварийная станция в аварийном наборе пилота (Кашапов, говорят, не взял его с собой) да и толку от нее мало – в горах связи нет. Я на Ан-2 поднимался на 1800 метров за Конжаковским Камнем – связи нет.

Лучшее окно – сзади
– От том, что там произошло – предположений много. Бог его знает… Могли все в хвосте оказаться. Там самое лучшее окно – слева сзади у двери, то есть, если кто-то позвал и все туда побежали смотреть, то самолет мог упасть на хвост. При такой загрузке: 13 человек и запас топлива, – она была предельно допустимая. Задняя центровка уже была нарушена. Хватит даже одного человека, подошедшего к этому заднему окну, чтобы центровка нарушилась. Или вариант: если были не привязаны, фотографировали стояли, то могли упасть при маневрах Кашапова.

В тот день
– Валерий, второй пилот, рассказывал, что самолет Ан-2 взлетел на его глазах,когда он только подъехал. Он стал набирать командира Кашапова – тот не ответил. Потом они ему звонили каждые 15 минут, но абонент был недоступен.
Я не знаю – пили они там или нет, жарили шашлык или еще что-то делали. Вначале говорили, что выпивали все вместе. Потом родственники стали утверждать, что никто из улетевших не пьет. Не помню кто, но мне сказали, что это важно для получения страховки: если пьяные были, то вряд ли страховые выплаты будут большими.
Мангал там, на аэродроме, и раньше стоял. И в Сосьве стоит. Никто не запрещал там в выходные пожарить шашлыки.
В тот день и Валентина Соболева была на аэродроме (она и рассказывала про шашлык). Ее тоже звали прокатиться, но она отказалась. А когда самолет улетел, отправилась домой. Юрия Соболева, как рассказывала Валентина, они позвали в самолет, чтобы он показал – где есть красивые места.
Не дождавшись самолета, Валерий и авиатехник позвонили Золину. Тот велел жечь костры, чтобы обозначить для Кашапова место посадки и сразу выехал из Магнитки, где был, в Серов. Всю ночь они на площадке жгли костры. Утром сообщили в полицию.

На следующий день
– 12 числа меня вызвали искать Ан-2. Я в Сосьве был. Золин мне позвонил, и мы уже после обеда вылетели на поиск. Я тоже летал на АН-2 на 02245-ом.
Мы по очереди с Золиным летали (весь день ведь нельзя летать). Первые дни вообще с 7 утра до полдвенадцатого ночи летали. Потом некоторые говорили: «А мы видели ночью самолет!» В Ивделе, например, говорили. А это я летал. Летал там, где скажут. Говорили: «А вот там!» и мы летели туда.
Золин в 12 11июня позвонил и дал указание чтоб жгли костры, могли заблудиться. Валя сразу домой уехала по-моему, когда отказалась лететь.
Первую неделю два экипажа в 2 смены летали на самолете. Одни в 7 утра вылетали, потом возвращались. Я где-то часа в 4 вечера садился и до ночи. Больше Золин не привлекал самолеты. А когда Золинскую компанию отстранили от полетов, я поехал в Курган и там устроился на работу. И уже на курганском самолете прилетел участвовать в поиске дальше.

Шамиль Исмагилов обследовал квадраты на самолете курганской авиакомпании. На аэродроме Серова 28 июня. Фото: газета «Глобус»

Про летчика Кашапова
– Лично я его не знал. Мне сказали, что до этого он 2 года не пил, поэтому его отправили в командировку как морально устойчивого:он вообще в рот ни капли спиртного не брал.
Видеорегистратор заснял – как он над водохранилищем летал. Любил на низкой высоте летать. Об этом рассказало его оренбургское начальство, которое приезжало сюда. Они знали его манеры. Может, и в этот раз решил показать свое искусство, и это могло стать причиной падения. Маневры такие опасны. Пассажиры же могли не привязанными быть и на хвост упасть. 10 июня, когда летал над водой, он учитывал это, а 11 мог и не учесть. Нашли этих людей – кто летал. И 11июня летали (уже другие). Может и раньше кто летал, но это замяли.
Кашапов улетел, чтобы подзаработать. 10 дней до этого они сидели без работы. Последний раз официально 2 июня летали, и все. А если не летаешь, то зарплату начисляют, но она в 3-4 раза меньше, чем за полеты.

Самолет «сбили военные»
– Тупая версия. Там запретная зона, если бы сбили – они бы первыми доложили, чтобы медали получить. Если бы сбили, спрятать следы до конца невозможно. Представьте, сколько народу надо, чтобы собрать все, до мельчайшего осколочка. Кто- нибудь все равно бы ляпнул. Невозможно это скрыть. Искали мы Ан-2 над военной зоной. Военные готовы пустить сотрудников МЧС на территорию – ищите. Случаев, чтобы военные сбили заблудившийся самолет, я не знаю.

Таинственная зона
– При поиске мы столкнулись с необъяснимым. Недалеко от Конжака, километрах в 4-5 на запад за воинской частью, есть такое место, где всем становится не по себе. В том числе спасателям на самолетах и вертолетах. Ребята-поисковики там ходили, так один чуть сознание не потерял. Второй хотел помочь, но признался: «Я тебя поддержать даже не могу, самому плохо». Один на кедр залез, ладно, что он привязался, так бы улетел..
Мы над тем местом летали с пилотом, и когда стали подниматься на высоту больше 1200 метров, я понял, что засыпаю. Пилоту говорю: все засыпаю, не могу. Второй пилот мой начал терять сознание… (Второй пилот Валерий подтвердил слова Шамиля об изменении состояния в определенной зоне полета, но, говорит, что, возможно, просто уболтало людей в самолете – авт.) .
А выходим из зоны, и нормально все.
Может, из-за кислородного голодания там такое? Но тогда и пассажир мог вот так же сознание потерять, покатиться в самолете. И Кашапов мог.

Как получают разрешение на полет
– Сейчас порядок уведомительный: разрешение получать не надо, но летчик обязан предупредить, что вылетает. Не сделал этого – нарушение. Вот и Кашапов должен был доложить, что летим туда-то, будем во столько-то. А если вылетаешь с пассажирами на борту, то надо заранее спросить разрешения, представить список пассажиров, обеспечить билеты и прочее. Связь с диспетчером идет через диспетчерский пункт в Кольцово (Екатеринбург). Диспетчер фиксируют вылет. Он не следит за тем, кто и как летает. Если самолета нет в пределах контрольного времени возврата – а это 5 минут, если пилот не вышел на связь, то диспетчер поднимает поисковый вертолет. Связь с пилотом и диспетчером сейчас разрешена в любом виде: по телефону, смс-сообщениями, по интернету. Золина отстранили от полетов, а за что? По идее, надо Оренбург наказывать – экипаж Кашапова же оттуда. Золин просто нанял его, как меня из Казани, как любого летчика, кто знает Ан-2. Сейчас можно взять в аренду и экипаж, и воздушное судно. Много предложений, только летчиков малой авиации катастрофически не хватает.

Есть ли техника для поиска самолета?
– Не помогут они. Там же аномалии. Металл в лесу приборы не покажут. Даже компас здесь на тридцать градусов врет. Тепловизор раньше использовали (не на этих поисках), но он может помочь на болотах, на воде. Здесь прибор массу горы покажет, и все – металла в ней много. Пишут про приборы те, кто…грубо выражаться не хочу, а мягко не могу.
Локаторы не будут работать на высоте. Как-то Ан-2 в торс улетел, его искали, но локатор даже на высоте в 5 метров «след» не взял. Здесь горы перебьют все. На фоне горы у Кытлыма самолет – песчинка. Спутниковые снимки смотрели – ничего не разглядеть там.

Летаем без связи
– Сотовые телефоны некоторые пассажиры Ан-2 оставили на земле, у кого-то они в машине были. ФСБ проверяло: никто после взлета на связь не выходил. Там уже через 15 минут полета связь теряется. В районе Кытлыма может появиться, но буквально на 2 минуты, и опять провал. Мы летаем по компасу и навигатору. Отклонения приборов из-за аномалий мы знаем. Последняя точка, где засекли, что связь с Ан-2 ловилась – над Красны Яром. Дальше – вне зоны.

Загадка, которую надо отгадать
– Сейчас мы со старыми товарищами, бывшими вояками-истребителями организуем авиакомпанию для выполнения лесопатрулирования, сельхозработ и так далее. Будут пассажиры – решим вопросы по их перевозке, но катать будем официально. До Екатеринбурга лететь на Ан-2 всего полтора час. Этот самолет самый удачный, его ничем не заменить. Посадочные площадки пока закрыты, но мы будем приводить их в порядок, чтобы соответствовали требованиям. Все хорошо, когда все нормально. Устав аиакомпании нам регистрируют на днях. А пока мне очень хочется разгадать тайну Ан-2. Ее НАДО разгадать. Чтобы не было догадок, чтобы закрыть эту тему, чтобы не тащилась она шлейфом за любым Ан-2. Чтобы мы могли сказать: все, что возможно для поиска, мы сделали.

Шамиль Исмагилов (первый справа, у стены) участвовал в работе поискового штаба. На заседании 1 августа. Фото: газета «Глобус».

Я сам хожу с поисковиками
– Я веду поиск сам по себе, независимо от штаба. Но две недели ходил с поисковиками МЧС. У меня в Казани есть сильная ясновидящая. Она не раз точно называла то, о чем я спрашивал. Назвала и место на границе с Пермским краем, где может быть Ан-2. Мы с группой спасателей туда ходили недавно – она вела нас по телефону. Как-то стою в лесу, разговариваю с ней, а она говорит: «Ты почему в мою сторону смотришь? Левее смотри!» Именно она сразу сказала, что 11 июня было два полета, а не один. И теперь известно, что, правда, два и было. Сейчас для точного поиска ей нужны фотографии пропавших. Их я и повезу ей в Казань. Посмотрим, что она скажет.

Мы опоздали на один день
– Я с 1 июня был на Урале.10 числа я уехал на машине в Екатеринбург. Золин должен был после праздника с Магнитки ехать, меня забрать, а потом борт 02245 перевести в Челябинскую область, на химсельхозработы. А этот борт, Кашапова, – поставить в Сосьву. Золин и позвонил мне в 2 часа в ночь на 12 июня: «Я еду, поехали». Нам одного дня не хватило – перебросить самолет в Сосьву. Может, в Сосьву переставили, так не наладили бы они контакт с населением. Там некому летать, деревня глухая. А тут, в Серове, налажено было, люди шли. Мы опоздали. А они не опоздали.




Поделись новостью в социальных сетях




  • Юра-лётчик

    Меня другое удивляет:Сагндык,Валентина,второй пилот (Валерий?) видели же взлёт Ан-2.Неужели не видели,какой он курс взял после взлёта?! Хотя бы в какую сторону-на запад или север ?! Набравший даже 100 метров после взлёта самолёт хорошо ведь видно первое время. Это понятно,что потом курс могли и сменить. Но всё же.Понятно,что следователи знают,но нам не говорят.

    • александр

      юре-летчику!я в авиации 30 годов из них 25 в серове на ан-2 ми-2 ми-8.130-310 и30-210 взлет посадка в серове а потом хоть куды.если при столкновении горели то искать нечего. при остатке 400 литров уцелеют только стальные детали.стойки шасси рама движка да расчалки.сам видел.убили ГА как контору с уставом.потом авиалесоохрану санавиацию.ну и МВЛ в прошлом ноябре.а теперича куча дилетантов мечтают что-то восстановить!

  • аж злость берёт!

    Директор серовского аэродрома, откуда исчез Ан-2: «Самолет видели в горах под Ивделем!»Комментарии: 1
    Пожарный «кукурузник» частной оренбургской фирмы, который должен был простоять на взлетной полосе еще несколько дней, внезапно поднялся в воздух. [телефоны горячей линии МЧС]
    Как мы писали ранее, накануне в 22 часа с небольшого аэродрома улетел в неизвестном направлении самолет АН-2
    Центр полетов в Екатеринбурге разрешил частному самолету АН-2 совершить посадку на практически не эксплуатирующейся взлетной площадке в городе Серове. У пилотов выдался трехдневный перерыв в работе.
    — Наш аэродром уже практически не эксплуатируется, — рассказывает «КП» директор Серовской посадочной площадки Валентина Соболева. – Но раз начальство распорядилось разрешить посадку, мы с радостью приняли гостей. Взлет у них должен был состояться через два-три дня. Ну, а свободное время я разрешила провести пилотам на нашей территории.
    Старший пилот Кашапов и его помощник Галдыков показались Валентине Федоровне адекватными, приятными в общении людьми. Однако последующие их действия вызывают у женщины лишь недоумение.
    — Мой муж Юрий Сергеевич работает сторожем на взлетной площадке, — продолжает Соболева. – Но вчера вечером он почему-то перестал отвечать на звонки.

    Юрий Сергеевич работает сторожем на взлетной площадке
    Фото: Из личного архива
    Я приехала на аэродром, чтобы проверить, все ли в порядке. Однако его не было на месте. Хотя на приборной доске лежал сотовый телефон мужа. Не оказалось на месте и пилотов из Оренбурга. Ровно, как и их самолета АН-2.

    Юрий Сергеевич Соболев (справа на фотографии)
    Фото: Из личного архива
    В центре полетов Соболевой сообщили, что кукурузник несанкционированно поднялся в воздух около 22.00.
    — Ума не приложу, что могло заставить умных мужчин совершить такой поступок, — разводит руками Валентина Федоровна. – Прокурор сказал мне, что самолет был замечен в горном районе рядом с Ивделем. А ведь там сесть практически невозможно. У меня уже почти не осталось надежды.——————-ХХХХ от 12 июня——так когда верить Валентине?????????????????????????????????????????????????

    • Жихарь

      Приметим новую фамилию
      Галдыков.

      • жихарю

        ССЫЛОЧКУ УБРАЛИ-ТАКИ-А ГАЗЕТА-ТО НЕ ЗАДРИПАННАЯ БЫЛА!В КОТОРОЙ ИНТЕРВЬЮ ВАЛЕНТИНЫ-ну мы то нет-нет а комсомольскую правду почитываем иногда…

  • !!!

    В последний раз пропавший самолет Ан-2 видели над Кытлымом
    Именно туда сегодня отправились поисковики
    Сегодня в 8 утра возле Серовской администрации собралось 159 человек — все они отправились на поиски пропавшего самолета Ан-2. Напомним, самолет пропал еще 11 июня — с тех пор его никто не видел (см. Пропавших на Ан-2 начали искать под Карпинском, Волчанском и Североуральском). Среди поисковиков есть и родственники пропавших, и лесники, и спасатели.
    Корреспонденты «Комсомолки» тоже поехали на поиски пропавшего самолета. Они выяснили, что последний раз кукурузник видели 11 июня около полуночи над Кытлымом.—————-а ЭТО ХХХХ ОТ 16 ИЮНЯ-ИНТЕРЕСНО-У КОГО ВЫЯСНИЛИ КОРРЕСПОНДЕНТЫ КТО ВИДЕЛ В ПОЛНОЧЬ НАД КЫТЫЛЫМОМ?

    • Вертухай

      У кытлымцев,наверное.

  • Юра-лётчик

    !!!:
    ============================================================================
    «Согласно воздушному законодательству, если на авиаплощадке нет службы авиационной безопасности, за судно отвечает его командир».
    ===============================================================================
    Согласно существующим правилам,если на взлётно-посадочной площадке нет своей охраны,то «Эксплуатант» заключает договор с ВОХР-ом или лицензированным ЧОП-ом на охрану воздушного судна.Это-дорого,30-40 тыс в мес.
    ====================================================
    «По представлению транспортного прокурора виновные лица привлечены к ответственности за ненадлежащее содержание посадочной площадки.»
    ==================================================================================
    Пусть озвучат,к какой ответственности и кого привлекли! Обанкротившееся Уктусское авиапредприятие,кому принадлежала площадка «Серов»,выговор Соболевой объявило ?! Да плевала Соболева на выговоры!К тому же она-не сторож!Сторож улетел.Пусть ему выговор объявляют,ему- всё равно!
    ========================================================================================
    ——ТАК ЧТО ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОКУРОР НЕ СПАЛ-А БДИЛ И СЁК ВСЕ НАРУШЕНИЯ(жаль что не до того-а после…)
    ================================================================================
    Транспортная прокурорша проспала вопиющие нарушения в сфере транспорта,которые засняли Серовские рыбаки над водоёмом,выложили в сеть и их увидела вся страна! И после этого она не среагировала,хотя была обязана!А уж после того,как самолёт улетел и пропал,её имитация бурной деятельности,что мёртвым припарки! Первым делом следует уволить её с работы за бездействие!

    • Дерсу

      Если делать как Вы говорите — скучно жить будет.

      • Юра-лётчик

        Не совсем так! Государственные и авиационные власти навыдумывали столько законов и правил,что невозможно сделать и шага,чтоб что-нибудь не нарушить! И авиакомпании чиновникам с агенства «РосАвиация» и ФСНСТ «доить» при таком раскладе очень удобно. Они все там поголовно-взяточники и очень богатые люди! Это вам не ГАЙ-цы,там взятки на сотни тысяч идут! За взятку чиновники могут даже «погасить»,отобрав свидетельство эксплуатанта у авиакомпании-конкурента,если «закажут». ФСНСТ-шники за взятки смотрят сквозь пальцы на многие нарушения,НО (!) только до того момента,пока что-нибудь не случилось !(как в Серовском случае).Тут они делают квадратные глаза,что первый раз слышат,что в Серове не было нормальной охраны;что трава и кусты вокруг полосы выросли,давай её на фиг закроем,пусть на траву с подбором садятся!Это-паразиты,набивающие себе карманы,пока не сняли!Именно они уже разрушили и продолжают разрушать остатки Гражданской Авиации !Если уже «Второе Свердловское авиапредприятие» развалили и объявили банкротом,то что осталось то ?! Нас отбрасывают назад в Каменный век !

        • Спецназ

          Юре-летчику…
          А насколько реально раскрутить частный бизнес-проект на базе аэродромов типа серовского? имеются ли положительные примеры?!

          • Юра-лётчик

            Теоретически можно всё: взять в аренду аэродромчик «Серов»,язык у меня не поворачивается назвать его «площадкой», привести в порядок,выкосить пожароопасную траву и кусты,полив дефолиантами,чтоб трава года три больше не росла,назначить тариф за взлёт-посадку,за стоянку ,охрану и т.д. и полный вперёд! Вот он бизнес,рабочие места,налоги в местный бюджет,срочная доставка кого надо и куда надо,срочные санзадания, лесоохрана и покатушки с трезвым экипажам,с уведомления органов УпрВоздДвиж,на пассажирских креслах с ремнями,а не на лавках!Именно так во всём мире и делается,я шесть контрактов прошёл! Во всём мире,даже недоразвитом,гражданская авиация приносит прибыль владельцу бизнеса и пользу людям и государствам!Но не у нас!Помните этих двух чиновников от авиации на прессконференции в Екатере?Они вас так обложат поборами,что вся прибыль будет уходить им!А они вас будут,типа,прикрывать!Но только до того момента,пока у вас не случится что-нибудь серьёзного.Тогда они сделают квадратные глаза: «Ах,ты фулюган!» и ,как крокодилу,отрубят вам хвост по самую голову !

        • http://serovglobus.ru Татьяна Шарафиева

          Юра. Что такое «с подбором садятся»? Я примерно понимаю, что это разрешение на разовые посадки для какой-то нужды: больного забрать, заправиться и т. п. Так или не так?
          И еще: допуск пилота. Вот у одного КВС Золина не было допуска и он летал вторым. То есть допуск дает право садиться с подбором? Или как?

          • Юра-лётчик

            Вы всё правильно поняли,Татьяна!Коротко — «подбор»,полностью допуск «КВС допущен к выполнению взлётов и посадок на площадки подобранные с воздуха».Именно эта запись делается в пилотском свидетельстве-лицензии после отлёта КВС-ом специальной программы под контролем пилота-инструктора и выполнения зачётного полёта с комэской или повыше.Оформляется приказом по предприятию с записью в лётную книжку,личное дело и лицензию.Полёты «с подбором» намного труднее, ответственнее и опаснее,чем полёты из аэропорта в аэропорт,с бетонки на бетонку.Тут и площадку надо с воздуха выбрать соответствующего размера, направление и скорость ветра у земли на глаз определить,состояние и прочность грунта или другой поверхности оценить на глазок,чтоб на посадке «не зарыться» и не «сделать полный капот»,когда самолёт делает кувырок через свой же двигатель и «ложится на спину»,в ю-тубе много, посмотрите.Вся ответственность за «подбор» лежит на КВС-е.Полёты «с подбором» оплачиваются на группу выше,чем полёты «с бетона на бетон» и это справедливо.»Подбор» на Ан-2 значительно трудней и опасней,чем «подбор» на Ми-8.Очень коварен «подбор» на Ан-2 на лыжах в Арктике- множество торосов,трещин льда прикрытых снегом,голодных белых медведЕй и т.д.Фото вышлю сегодня. Командир,имеющий допуск «подбора» ценится начальством и уважается товарищами значительно больше,чем командир без «подбора».

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама
http://old.serovglobus.ru

Новости Серова в вашем почтовом ящике. Еженедельно.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами www.serovglobus.ru.

Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.