Денис Паслер, премьер областного правительства, в четверг планирует встретиться с родственниками людей, которые, как считается, улетели в неизвестность на самолете Ан-2.
Родные очень надеются на эту встречу: они хотят попросить председателя правительства, вчерашнего депутата ЗакСобрания по Серовскому округу, придать новый импульс затянувшемуся поиску.
Движение в организации поисковой операции есть: но вектор его направлен вниз. В понедельник, как и было объявлено ранее, отряд спасателей уменьшился еще на 10 человек.
На обследовании местности остаются два десятка профессиональных спасателей и 15 омоновцев.
Сообщение об этом вызвало эмоциональный всплеск обычно спокойного Виктора Шаада, чей сын, предположительно, находится в пропавшем «кукурузнике»: «Что за поиск, который ведут десять человек. Только мучаем людей. Мы ищем иголку в стогу сена иголкой. Так можно годами искать!»
Возражавшие ему члены штаба говорили о том, что поиск все же окончательно не прекращен, он продолжается, что, помимо «кукурузника» спасателям надо искать других потерявшихся в лесах людей – «это тоже чьи-то дети и отцы», что сейчас есть вот такой потенциал…Уходя из администрации после заседания штаба Виктор на лестнице только махнул рукой.
В понедельник группы спасателей, прибывшие на замену выведенным на отдых, получили новые задания. Они будут проверять местность юго-западнее Шайтанки.
Накануне их товарищи по работе проверили около 70 кв. км на юге и юго-востоке от Шайтанки. Одна группа вышла из леса раньше, чем предполагала. В ее квадрате оказались большие выруба, где местность хорошо просматривалась. Второй причиной, побудившей спасателей поскорее выйти из лес, стало заболевание члена поисковой группы. У него диагностировали пневмонию.
В рядах омоновцев также произошла смена караула. Теперь отряды полиции приезжают работать сразу на неделю.
В 19 территориальных органах организована работа 34 оперативно-поисковых групп, в которых задействованы 96 сотрудников и 28 единиц техники.
С 31 августа по 3 сентября работа полиции шла в 85 населенных пунктах, проверены 192 домовладения, опрошены 575 граждан.
Обследованы 120,3 кв. км лесных массивов, в том числе сотрудниками ОМОН – 16,2 кв. км, сотрудниками отделов полиции Ивделя, Североуральска и Новой Ляли – 19,6 кв. км.
На территориях в составе Северного управленческого округа за прошедшие четыре дня работали 117 человек (в том числе 34 волонтера), было задействовано 44 единицы техники, опрошены около 500 человек. С начала поиска опрошены уже 32,5 тыс. местных жителей.
Охотоведы по-прежнему выдают вкладыш-памятку каждому, кто прибыл поохотиться в наших краях. За последние дни в трех районах их выдано 600.
Лесники отчитались о проверке местности в нескольких кварталах филькинского и серовского участковых лесничеств.
Линейный отдел полиции новой информации о поиске не имеет, сообщил его представитель на штабе.
Руководитель Серовской посадочной площадки рассказал о том, что в августе вылеты на Ан-2 для мониторинга пожаров были 3, 5, 7, 10 и 27 числа. Самолет Ан-2, который проводил мониторинг лесов для обнаружения пожаров, возвращается домой, в Татарстан. Прошли дожди, угроза пожаров миновала, потому самолетов в Серове не осталось.
Облет территории с воздуха для поиска Ан-2 будет, как предполагается, проведен еще раз после того, как опадет листва на деревьях. Но пока лист и не думает опадать: березы стоят с зелеными ветками, словно для них лето на дворе.
«Все пассажиры достоверно установлены»
Мы продолжаем публикацию интервью экспертов и участников поиск Ан-2. Сегодня на вопросы «Глобуса» отвечает следователь, который расследует дело по факту пропажи «кукурузника», заместитель начальника Нижнетагильского межрайонного следственного отдела на транспорте Михаил Халявин.
– Михаил Сергеевич, уже третий месяц идут поиски. На какой стадии сейчас находится расследование? Что органы следствия могут рассказать общественности?
– В настоящее время следствие продолжается, его срок продлен до 3 месяцев и будет продолжаться до середины сентября 2012 года. К материалам уголовного дела мы ждем необходимые для приобщения к делу заключения экспертиз, в том числе топлива, изъятого с места происшествия, с посадочной площадки города Серова. Проверяется, в основном, 2 версии: ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета. Следствие ведется в ракурсе проверки этих двух версий.
– Знает ли штаб о выводах следствия по возможному маршруту полета пропавшего самолета?
– Всю информацию, которая может помочь для установления местонахождения Ан-2, мы передаем в штаб. В том числе – показания очевидцы, которые видели самолет в конкретных точках. На основе полученных данных и их анализа, назначаются поисковые мероприятия.
– Многие родственники уверенны, что к пропаже самолета могли быть причастны военные, что обломки самолета могут находиться в военной части в Кытлыме. Такая версия рассматривается следствием?
– Данная версия рассматривалась на начальном этапе следствия, но она отпала. Была получена официальная информация от представителей воинской части о том, что никакого оружия не применяли, самолеты не сбивали. Кроме того, был отправлен запрос также в военную прокуратуру, которая подтвердила проверку данной воинской части. Состоятельно названная версия сейчас не рассматривается.
– Самая главная проблема – локализация поисков, чего никак не удается. Радиус поисков – до 500 км. Но у улетевших были сотовые телефоны. Неужели нельзя было по ним определить, где именно самолет?
– Этот вопрос следствием рассматривался. Запрашивалась детализация операторов сотовой связи по телефонам, которые были у пассажиров, которые улетели на Ан-2. Связь со всеми пропала через несколько минут после взлета. Все они оказались вне зоны досягаемости. Свидетели, звонившие на борт, сообщили, что телефоны были вне зоны обслуживания. По детализации удалось установить, что последние вызовы были около 10 часов вечера. После этого с телефонов улетевших никому не звонили, с ними не было никаких соединений. Билинг был только в районе города Серова. Нигде больше в Свердловской области телефоны не пеленговались, не регистрировались. По местонахождению – это единственные точки, и только в городе Серове.
– Нельзя ли было проследить «путь» и местонахождение сотового телефона?
– Мы разговаривали на эту тему со специалистами. Они сказали: чтобы получить такие сведения, надо заранее целенаправленно отслеживать данный номер телефона. Там получается большой объем информации. Чтобы сохранить ее, нужно заранее предупреждать операторов сотовых компаний, которые станут отслеживать телефон по точкам соединения вышек сотовой связи.
– Запеленговать телефоны важно было в первые часы поиска. Почему этого не было сделано? Кто за это отвечает?
– В принципе, детализация была запрошена фактически сразу. Телефоны были вне зоны досягаемости, соответственно, они не имели связи с вышкой сотовой связи. Получив детализацию, мы установили, что после 22 часов никаких соединений ни у одного из пассажиров не было. И соединений с вышками сотовых станций не имеется. Засечь телефоны мы не смогли.
– Располагает ли следствие данными о координатах тех пассажиров, которые взяли телефоны с собой? Каковы последние координаты, которые удалось засечь?
– Есть особенность: в городе существует несколько станций, принадлежащих одной сотовой компании. Как правило, телефон соединяется с ближайшей вышкой. Если она загружена, то телефон соединяется с другой вышкой. Установить местонахождение каждого из этих людей доподлинно не представляется возможным, но следствием проводился данный анализ – с составление карты Серова, с указанием на ней точек расположения сотовых станций и примерного месторасположения каждого из пассажиров.
– Пока эти данные не проработаны?
– По крайней мере, эти данные следствию ничего не дадут. По показаниям свидетелей мы установили, кто где находился до полета. Кто-то из дома кому-то звонил.
– Если бы удалось получить билинг, то был бы установлен «коридор» полета, что позволило бы сузить поиск. Пока нет сведений, район поиска сузить не удается. Что предшествовало взлету?
– На данный вопрос пока ответить не могу.
– Сколько человек было в самолете?
– 12 пассажиров, 13-й пилот. Все достоверно установлены.
– Сколько человек осталось на земле? Они провожали Ан-2 в полет?
– Из знакомых пассажиров – не было никого. Установлена компания молодых людей, которые в тот момент были на аэродроме. Им было просто интересно, а что же там происходит, просто провожали самолет взглядами, летать они не намеревались.
– Авиатехник говорит о количестве пассажиров, о том, что он был против полета, пытался его остановить.
— Решение полететь принял сам командир воздушного судна Кашапов, который, соответственно, осуществил взлет.
– Авиатехник утверждал, что его буквально вытолкнули из самолета.
– Таких сведений у нас нет.
– Проверяли его показания на полиграфе?
– На полиграфе проверяли показания второго пилота, а Сагндыка – нет.
– Сколько таких вылетов-покатушек, было раньше, до 11 числа?
– Мне известно только одно катание: 10 числа, за день до вылета, Кашапов низко летал над Киселевским водохранилищем.
– Почему для поисков не привлекли дельтапланеристов?
– Дельтолетчики предлагали свою помощь, но им запретили подниматься в воздух, так как у них не было лицензий. Эти вопросы неоднократно обсуждались на оперативном штабе.
– Валентины Соболевой не было при взлете? Почему таким спонтанным стал их вылет?
– Я ничего не могу сказать по этому поводу.
– Ваша оценка произошедшего.
– Рано что-либо говорить. Нет достаточной информации. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что, если есть люди, которые летали с Кашаповым на самолете, мы просим подойти к нам и дать показания – без каких-либо последствий для них.
– Аварийный маячок в кабине Кашапова не был выключен. Как думаете – почему?
– В кабине есть аварийный аппарат в виде чемоданчик. Его нужно запустить вручную, автоматически он не включается. Каких-то сведений, что вот, на аэродроме сидели-выпивали компанией – нет. Говорить о том, что кто-то был в состоянии алкогольного опьянения можно будет после его освидетельствования.
– Были ли факты, которые говорили о происходящем на аэродроме?
– Ужин готовили, ждали второго пилота – Валерия. Для экспертизы мы изъяли пустую бутылку из-под спиртного и стакан.
– Если взять радиус 250 км, и пересчитать, то это получается что уже обследованные 197 тыс. км – это всего1,5-2 % от необходимого.
– Выходит, так.
– Если бы в первые часы удалось запеленговать телефоны, была бы надежда?
– Для этого нужно получить судебное решение. А происшествие с самолетом было в выходные.
– Как долго будет продолжаться следствие по делу?
– До момента обнаружения самолета. Пока срок продлен до 3-х месяцев. Планируется продление срока до 4-х месяцев, то есть на весь сентябрь.
– Какое решение по данному делу возможно?
– Либо приостановить его, либо о прекращение уголовного дела.
– А продлевать можно постоянно?
– Можно, но, скорее всего, это нецелесообразно.
– Будет ли продолжен поиск осенью?
– Вторая волна обследования с воздуха запланирована на осень. Сейчас вся надежда, – найти людей, которые летали раньше, чтобы узнать – по каким маршрутам летали, где именно может быть самолет.