Наземный поиск Ан-2 продолжается. И хотя погода переменчива – то потеплеет, то зарядит дождь, – приостановки обследования местности пешими группами пока не планируется.
Об этом однозначно было заявлено на очередном заседании поискового штаба, состоявшемся в понедельник, 8 октября.
- Отвечая на вопрос «Глобуса» о дате начала воздушного «осеннего» облета руководитель заседания штаба Андрей Клопов сказал: «Ждем. Вопрос решается, и, думаю, по воздушного поиску вы скоро все узнаете». Про снимки из космоса был ответ: «Ничего сказать не могу».
- Об итогах очередной поисковой четырехдневки, продолжавшейся с четверга по воскресенье, на заседании штаба доложили представители, ответственные за наземное обследование.
- Накануне поисковики работали по двум направлениям.
- Две группы, в 5 и 6 человек, с тремя единицами техники, областной Службы спасения, и одна, из 11 человек, Уральского поискового отряда проверяли местность севернее Верхней Лобвы и у п. Шайтанка.
- Отряд ОМОН числом 15 человек проверял лес южнее п. Веселовка Новолялинского района.
- Всего с начала поисковой операции спасатели и омоновцы прошагали 2 тыс. 817 кв. км.
- В понедельник спасатели МЧС выдвинулись на обследование очередных квадратов возле тех же поселков. Группы ушли в поиск сразу на 2 недели. Предположительное время выхода – 21 октября.
- Сотрудники полиции в прошедшие дни обошли 248 домовладений, опрашивают ягодников и охотников, кто бывает в лесах.
- Как сообщил заместитель главы администрации СГО Никита Астафьев, от Северного управленческого округа в поисках принимали участие 59 человек, в том числе 17 волонтеров. Задействовали 15 единиц техники.
- Лесничие заняты отводом лесосек и работают в кварталах, которые ими уже проверены.
- У охотоведов и сотрудников линейного отдела новой информации по поиску нет.
- Заместитель руководителя Следственного отдела СУ на транспорте Михаил Халявин не подтвердил промелькнувшую в некоторых СМИ информацию о приостановке расследования уголовного дела, возбужденного после исчезновения Ан-2. «Следствие продолжается», – сообщил он.
- Свою проверку местности ведет небольшой отряд родственников улетевших на Ан-2. Два выходных дня 12 добровольцев прошли два квадрата леса возле п. Каквинские Печи (Карпинский район), рядом с горой Йов.
- Обследование шло севернее поселка, потом вокруг сопки, с выходом западнее ее и проходом до болота, пока можно было идти.
- «В лесу сыро, – рассказал участник поисковой группы Александр. – Ноги все сразу промокают, хоть какую обувь надень. В горах уже лежал белый снег, а как зарядил дождь, все почернело, растаяло. Шли в день километра по 3-4 по лесу. Там, где были выруба и открытые места, где все хорошо видно, просмотрели внимательно в бинокль».
- Администрация Серова вторые выходные подряд помогает добровольцам техникой, выделяя «вахтовку» и ГСМ для нее. В машине люди ночевали и смогли просушиться, чуток отдохнуть. На два дня у них был сухой паек, который остался с поискового похода в выходные неделю назад.
- Пойдет ли отряд на поиски в следующие выходные – зависит от погоды.
- Мы продолжаем публикацию интервью об организации поиска Ан-2. Сегодня о них рассказывает Петр Иванов, государственный инспектор Центра госинспекции по маломерным судам МЧС России по Свердловской области (проще говоря – инспектор ГИБДД на воде).
- Петр Анатольевич полтора месяца был непосредственным участником поисков «кукурузника» на водоемах.
«Водный» госинспектор МЧС Иванов: «Я исключаю, что Ан-2 находится в водоеме»
- – Петр Анатольевич, как вы проверяли водоемы?
- – Шла визуальная проверка, использовали эхолоты, дважды под воду спускались водолазы.
- – По какому принципу их выбирали?
- – Обследовали все крупные водоемы по возможным маршрутам полета Ан-2: реки, озера, карьеры возле Серова, Карпинска, Кранотурьинска, Сосьвы, Волчанска, Североуральска. Я лично проплыл Сосьву (от п. Андриановичи до Серовской ГРЭС), Какву (от Серова до Сосьвы). Реки почти на всем течении неглубокие. На Сосьве есть ямы до 12-15 метров глубиной максимум. Каква мелкая, только кое-где до 2 метров глубиной. Там, где поворачивает, есть ямины до 4 метров глубиной, но их немного.
- – То есть самолет было бы видно?
- – Он на колесах высотой 4,5 метра. Даже если бы, предположим, он нырнул носом – все равно хвост торчал бы. Если разбился, то обломки рано или поздно вынесло бы водой. К тому же, на реках через каждые 30-40 метров – рыбаки. Народу много. Так же было и в праздничный день 11 июня: уже хорошо брали окунь, белая рыба – чебаки, язь. Случись что-то с самолетом возле рек – люди бы точно увидели.
- – Ну, а дальше от населенных пунктов, например, в сторону Кытлыма?
- – Там больших проточных водоемов нет.
- – А видеть рыбаки что-то могли?
- – Люди ловят там хариуса в речушках, но места очень труднодоступные. Поэтому добираются туда единицы. Я, например, раз в год выбираюсь за хариусом. Если там упал самолет, то не в речки.
- – Горные речки могли унести обломки?
- – Вряд ли. Все равно они бы выплыли, их кто-то где-то да увидел. Это ведь большой самолет. А речки мелкие, быстрые. Там «кукурузнику» точно не утонуть.
- – Перейдем к озерам.
- – Эхолотом мы проверили все глубокие озера в округе: Княсьпинское, Андрюшенское, Большие и Малые Вагельские Туманы (соединяются протокой) и другие. Нигде ничего. В них глубина, в среднем, до 6 метров. На поверхности мы высматривали масляные пятна, части самолета и, уж простите, трупы. Они могут всплыть и через неделю, и позже. Но ничего такого, что говорило бы об авиакатастрофе, мы не увидели.
- – Еще карьеры и болота с водохранилищами. Но давайте расскажем – как работал эхолот. Вы в нем уверены?
- – Абсолютно. У нас была современная модель, которая есть в Уральском региональном поисковом отряде МЧС. Эхолот просматривает воду вглубь, захватывая участок дна метров в 20 диаметром. Идет сверху конусом, «прожектором». Все дно – как на ладони, в 3D-проекции. То есть мы видели объемное изображение: все неровности, камни, затопленные кусты и деревья, коряги, железо. Дважды, когда картинка нам казалась подозрительной, мы вызывали водолазов. Как потом оказалось, это поваленные деревья причудливо лежали на дне. И еще, было сообщение по снимку о «самолете, который лежит возле реки», помните?
- – Да. Потом еще говорили, что это так снят Ан-2, пролетавший в другое время.
- – Я лично выезжал на то место, прошел вверх-вниз по реке и по берегу сотни метров. Никакого самолета либо его следов там и близко не было. Видимо, это просто фотомонтаж.
- – Мы снимали, как с помощью эхолота идет проверка Киселевского водохранилища.
- – Глубина его в дни полета была метров 8. Мы проплыли все вдоль и поперек. И опять же: там бывает много народу, тем более в праздники, круглосуточно дежурит персонал на шлюзах. Летел бы самолет – точно заметили бы.
- – У Карпинска есть глубокие карьеры. Как их проверяли?
- – Мы обследовали два карьера. Один глубиной около 100 метров, другой – больше 120. Это бывшие угольные разрезы (добыча открытым способом – ред.), которые были затоплены лет 35-40 назад.
- – Говорят, эхолот дно на такой глубине не видит…
- – Все он «видит» и показывает прекрасно. На дне карьеров и водохранилищей масса всякого утопленного железа, но Ан-2 нет точно.
- – Кроме Киселевского водохранилища проверяли еще какие-то?
- – Возле Карпинска. Но оно неглубокое – метра 4 максимум.
- – Мог ли самолет пропасть в болоте? Ведь их эхолотом не проверяли.
- – Их нет. Вот про болота скажу – 50 на 50. Они, в основном, мелкие, бездонных у нас тут нет. Но есть «окна» глубиной по 4-6 метров.
- – Какова вероятность, что Ан-2 попал в такое «окно»?
- – Небольшая. «Окон» таких мало. И опять же: болота проверяли с воздуха, обходили пешими группами. Обломки все равно показались бы на поверхности, и масляные пятна никуда бы не делись. Учитывая особенности наших водоемов и проведенные проверки, я бы исключил, что самолет в воде.
- – Есть еще дражные выработки (после добычи золота – ред), шламовые поля…
- – Были спасатели на месте работы драги у поселка Марсяты. Там выработка глубиной 3-4 метра. Ничего не обнаружили. Шламовые поля проверяли с воздуха и пешими группировками. Там тоже есть дежурные.
- – Сколько продолжалась «водная» проверка?
- – Я жил с поисковиками в Карпинском отряде полтора месяца. «Чистого» времени на обследование водоемов ушло недели три. Моей обязанностью было обеспечить водный транспорт. Он всегда был в готовности.
- – Петр Анатольевич, положа руку на сердце, насколько внимательно шло обследование водоемов?
- – За это ручаюсь. Там, где мы побывали самолета или его следов нет, я уверен на 100%. Скорее всего – он где-то в лесу. Мне так однажды пришлось найти Ан-2.
- – ……..
- – Я тогда учился в горном институте. Летнюю практику мы проходили на Полярном Урале, участвовали в геологической съемке. Однажды нам дали задание взять пробы на склоне сопки. Там среди деревьев мы нашли….разбившийся самолет Ан-2. Он лежал прямо на склоне, в густых лесных зарослях, сверху его было не увидеть. Случилось это в году 1985. Как потом оказалось, самолет вез смену на буровую и вот, по какой-то причине врезался в склон и разбился. Мы нашли его через 8 лет после пропажи. Обломки и один череп.
- – Сейчас вы поиск продолжаете попутно?
- – Конечно, смотрим всегда на воду там, где проводим свои проверки. Предупреждаем всех рыбаков. Но все и так знают, что у нас пропал самолет и люди. Если бы кто-то что-то увидел – нам бы сообщили, уверен.
- О госинспекторе службы МЧС
- Петр Иванов – подполковник запаса министерства внутренних дел. Много лет был заместителем начальника УВД Серова по тылу. В июне приступил к обязанностям государственного инспектора по маломерным судам. Постоянно проводит проверки соблюдения правил рыболовства, участвует в поисковых операциях затонувших, регистрирует маломерные суда, выдает необходимые их владельцам документы.
- Видео с заседания поискового штаба 8 октября 2012 года.