Наземный поиск пропавшего пять месяцев назад «кукурузника» прекращен. Воздушный ведется лишь попутно, с пролетающих над территорией самолетов и вертолетов.
Но бывали случаи, когда пропавшие воздушные судна находили, рассматривая снимки местности, сделанные из космоса.
На последней встрече с председателем правительства Денисом Паслером отец одного из пассажиров самолета, Виктор Шаад, попросил заказать спутниковые снимки территории с учетом радиуса в 500 км — именно на столько при полете по прямой хватало топлива в «аннушке».
Нам пока неизвестно, заказал ли Паслер снимки из космоса и кому именно. Первый заказ на космоснимки правительство области сделало в конце лета. Правда, заснять тогда сумели совсем небольшой участок территории.
Как проходила эта первая съемка? Что можно ждать от фотографий наших лесов и гор, сделанных с орбиты? Об этом мы беседуем с заместителем начальника Научного центра оперативного мониторинга Земли (подразделение Федерального космического агентства) Виктором Шумейко. Он говорит:
– В конце лета в Федеральное космическое агентство (Роскосмос) поступило обращение правительства Свердловской области о содействии в поисках пропавшего самолета Ан-2. Нам пришло указание от Роскосмоса – проанализировать возможность съемки со спутника указанного района. А это вся Свердловская область и близлежащие районы соседних регионов.
– На какой площади предполагалось провести съемку?
– Более миллиона квадратных километров. Мы проанализировали – что можно сделать для поисков самолета и предоставили в ФАК справку о том, в какие сроки можно отснять весь район. Для этого потребовалось бы много месяцев — в зависимости от погоды, облачности и других моментов.
– Для съемки на столь большой территории нужно несколько спутников или хватит одного?
– На тот момент был всего один космический аппарат, способный выполнить эту детальную съемку – Ресурс ДК. Но он работает уже третий гарантийный срок, и характеристики у него уже не те, что были на начальном периоде эксплуатации и проведения съемок. Так что такие задачи, как поиск Ан-2, решать с помощью этого аппарата достаточно трудно.
– Но вы рассказывали в прессе об испытаниях еще одного аппарата, который мог бы помочь в съемке местности.
– Другой аппарат, на который мы надеялись – Канопус. Он запущен, прошел летные испытания. Ждем решения о принятии его в эксплуатацию. Канопус частично может решать те же задачи, что и Ресурс ДК. Также планировалось, что будет работать еще один спутник – Ресурс-П. Мы ожидали его запуска в ближайшие месяцы, но он, возможно, выйдет на орбиту только в феврале.
– То есть съемка в конце лета велась с одного спутника?
– Да. Мы начали выполнять съемку по заданному району. Учитывая, что погода была не очень хорошая, – мы выполнили шесть маршрутов.
– Что такое – маршрут съемки?
– Допустим, у вас в руках аппарат. Вы его включили и ведете, ну, например, панорамную видеосъемку. Снятое от момента включения аппарата и до его выключения и называется «маршрут». Спутник снимает полоску шириной порядка 16-20 километров и длиной в несколько сот километров. Такие «полоски» на миллионе километров нужно укладывать одну к одной несколько месяцев. При этом съемки возможны только днем и когда нет облачности. Плюс еще есть ограничения по памяти, ресурсу запоминающего устройства, приему данных спутника…. Это очень сложно, и, к тому же нужно отказаться от решения всех других задач, а выполнять только одну, по Ан-2.
– Маршруты поиска с орбиты проходили по территории области?
– Они были в том квадрате, который нам задали. Маршруты прокладывались в зависимости от нужного района, от орбиты спутника, от погоды. Какие именно маршруты пройдены, можно узнать, посмотрев наш сайт. Там есть каталог данных, интервалы съемки, отображены границы включения, которые мы выполняли.
– В каком виде эти материалы?
– Это съемка из космоса, изображение, записанное в цифровом виде. Это фотоснимки, которые записаны на магнитоноситель, и их можно посмотреть на мониторе компьютера.
– А что такого можно увидеть на снимке, что помогло бы в поисках самолета?
– Ну, это можно только предположить. Если самолет цел и находится где-то на траве, на грунте – он был бы виден. Хотя он не очень большой, но крылья, фюзеляж будут видны – спутники позволяют рассмотреть детали самолета. Но, если допустим, там что-то случилось и самолет рухнул в лес, он закрыт хвоей, листовой – в этом случае меньше вероятность что-то увидеть. Вероятностный процесс. Можно рассматривать район и предполагать: вот тут что-то мне не нравится — какие-то необычные предметы, явно искусственного происхождения. Вот сюда можно было бы сходить и проверить — что там. Нам такая задача — указать, куда выдвинуться для поиска – не ставилась.
– Почему сделали съемку только шести маршрутов?
– Анализ показал, что потребуется очень много времени, чтобы просмотреть около миллиона километров территории. Тем более при таком состоянии нашего единственного спутника. Потому, наверное, позже нам не подтвердили решение продолжать съемку, а по своей воле мы не можем ее проводить. Я понимаю, почему было принято такое решение: зима приближается, все будет замаскировано снегом, а даже и без снега трудно что-либо найти в таком лесу.
– Можно ли обработать съемки с помощью компьютерной программы, чтобы выявить подозрительные места?
– Есть попытки создания таких программ. Но так, чтобы получить 100% результат — такого нет. Довольно сложно распознавать объекты внизу. Один и тот же объект при разных условиях освещения, подстилающей поверхности выглядит иначе. Научить компьютер распознавать все это – довольно непросто.
– Сколько спутников могли вести съемку района поиска Ан-2?
– Группировка спутников, которые могут вести съемку, довольно немалая – их больше 20. В России, как я уже говорил, на тот момент был только один спутник, но в стране есть дистрибьюторы (посредники), которые предоставляют снимки с других спутников. Один в поле не воин. Чем больше спутников, тем больше вероятности проведения съемки над тем или иным районом. В России таких нет, а в других странах есть и частные спутники.
–Какова вероятность, что кто-то летом вел запись интересующей нас местности?
– Съемка со спутника постоянно не ведется. Это довольно дорогостоящее мероприятие. Возможно, если был заказ, то с какого-то спутника велась съемка области поиска Ан-2. Но это маловероятно. На сайтах тех, кто предлагает съемки, есть сервисы, по которым можно посмотреть – где спутники летали, в каком районе, где велась съемка.
– Снимки из космоса можно купить?
– Да, их продают, но в каких-то случаях могут предоставить и бесплатно. Например, часть снимков выкладывается на Гугл («Планета Земля»), часть в свободный доступ, как это было со съемками местности поиска Ан-2, выложенными на сайте одного из дистрибьюторов. Нужно просто задать на поисковике «материалы космической съемки», и появится информация о посредниках.
– Вам тоже заплатили за съемку?
– Я думаю – нет. Мы – государственная организация. Дают заказ на выполнение съемки – выполняем.
– Возможно ли продолжение съемки со спутника?
– Во-первых, если все закрыл снег, то это сделать сложнее, во-вторых, только если будет техническая возможность. Я говорил уже, что один спутник отслужил свое, второй, Канопус, не успели пока включить в работу полностью, а третий еще не запущен на орбиту. Но, если будет заказ вести съемку, будем его выполнять.
– Спасибо за интервью.
Космические снимки Ан-2
Космический аппарат «Ресурс-ДК1» позволяет получать изображение земной поверхности в панхроматическом диапазоне с разрешением не хуже 1 метра и в трех узких спектральных диапазонах с разрешением 2-3 метра в масштабе времени, близком к реальному. Запущен в 2006 году. Срок активной эксплуатации – три года.
Ранее космоснимки местности, где может быть Ан-2, были обнародованы на веб-портале «Космоснимки – Ан-2». Его 26 июня создали специалисты инженерно-технологического центра «СКАНЭКС». Но ни профессиональная, ни общественная проверка снимков (был отснят участок размером 200х150 км) результатов не дали. Спасатели МЧС обследовали 6 участков местности, где, как показывали снимки, были некие термоточки (возможный пожар, тепловое воздействие), но самолета там не обнаружили.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Честно говоря, рассказ о «полуслепом» спутнике, который работает на орбите третий срок и от которого не приходится ждать качественных снимков, очень удручает. Это еще один пример сегодняшнего состояния науки и техники в стране. Тем более обидно, что этот факт характеризует положение дел в космической отрасли.
Отрасли, которая долгие годы была предметом законной гордости россиян, про которую слагали песни. Сейчас, видимо, надо петь так: «Еще мы ДЕЛАЛИ ракеты».
Не добавляют оптимизма и данные об уже отснятых «Ресурсом» шести участках.
Прикинем примерную общую площадь отснятого.
Площадь одной полосы – 20 км (ширина) Х на 200 км (предположительная длина) = 4 тыс. кв.
Всего таких полос 6. Значит из космоса проверили участок 4000 х 6= 24 000 кв. км.
Надо проверить – 1 млн. кв. км. То есть в 41 раз больше, чем уже отсняли.
Мал, слишком мал проверенный с орбиты прямоугольник площадью 24 тысячи кв. км. Такой поиск из космоса можно считать формальным, мало что дающим.
Будет ли возобновлена космическая съемка территории? Будут ли выложены в свободном доступе снимки, полученные от НЦ оперативного мониторинга Земли? Постараемся выяснить эти вопросы в правительстве области.