Традиционно в начале года мы подводим итоги прошедших 12 месяцев, выбирая героя года, достижение года, событие года.
Тайной года можно считать, без сомнения, пропажу самолета Ан-2 с пилотом и 12 пассажирами на борту.
Поздним вечером 11 июня 2012 года «кукурузник» взлетел с аэродрома Серова и … пропал. Взлет был скрытным: командир воздушного судна Хатип Кашапов не сообщил авиадиспетчерам о причине позднего вылета, предполагаемом маршруте и времени возврата.
Самолет искали почти 5 месяцев, но безрезультатно.
Где он и люди – до сих пор остается тайной.
«Благодаря» ЧП с «кукурузником» явным стало то, о чем широкая общественность и не подозревала и, наоборот, подтвердилось то, что мы с вами наблюдали в нашей России и раньше.
Так, например, одним из действенных способов обнаружения людей могла бы стать своевременная проверка сотовых соединений с их телефонов. Но, чтобы получить сведения о работе мобильника не хозяину, а стороннему лицу, пусть и самому близкому — жене, отцу, брату, – требуется решение суда. А это время. Несколько дней, и то, откуда человек выходил на связь или принимал сигнал, будет уже не установить. Но бюрократическим правилам на это «наплевать».
Подтвердилась и другая примета современности. «Человеческий фактор», который остается причиной многих ЧП, в наши дни проявляется большей безответственностью, безалаберностью, неуважением к принятым в обществе нормам, чем было 20-30 лет назад. Так, на грубое нарушение служебного долга нынешние молодые сотрудники силовых структур идут чаще, действуя при этом наглее, открытие, чем их предшественники.
На Ан-2 улетел, а до этого приглашал с собой в полет своих сотрудников начальник серьезного правоохранительного подразделения — Серовской ГИБДД. Защитник, контролер исполнения законов и норм, в том числе – движения на транспорте, сам стал нарушителем.
С другой стороны, это странное происшествие принесло для нас столько открытий, что на его примере впору писать научный труд «Поиск пропавших самолетов в России начала 21 века».
Не очень-то приятной неожиданностью стало сегодняшнее положение российской малой авиации. Она, по сути, выживает сама, как может, как получается. С закрытием маленьких местных аэродромов трудяги-«кукурузники» и их экипажи оказались предоставлены сами себе. Местные взлетно-посадочные площадки, когда-то важные структуры транспортного сообщения на нашей огромной, с множеством труднодоступных мест, территории, перестали служить людям и народному хозяйству.
В развитых странах малые самолеты и вертолеты становятся привычным, удобным, выгодным транспортным средством, а в России, наоборот, превращаются в раритет.
И только такие страшные экономические потери, какие принесли лесные пожары в 2010 году, заставили вновь вспомнить об авиации-выручалочке. И Ан-2 из Оренбурга прибыл на полузаброшенный серовский аэродром, с травой по пояс и кустарником, который шасси задевали при взлете, чтобы оперативно находить возгорания в тайге.
Еще одним открытием стала ситуация с контролем воздушного пространства. Ни гражданские, ни военные средства слежения (защиты!) нашего мирного неба не смогли засечь тайный полет серовской «аннушки». Оборудования, средств, подразделений для этого, как оказалось, нет. Следить за полетами на малой высоте в глубинке страны некому и нечем. При этом высокие руководители соответствующих служб не считают это положение нормальным.
Военные, которые признали, что не только не сбивали, а даже и не «видали» Ан-2 (как следует из комментариев военначальников), по сути прямо дали понять: на малой высоте лети кто хочет, куда хочет, вези что или кого хочешь – препятствий не будет.
Многое узнали мы и об организации поисков пропавших воздушных судов и их пассажиров. «Пешкочес» и «глазолуп» – так назвали основные методики розыска людей в тайге и горах родители пропавших ребят. Пешие отряды спасателей за 5 месяцев проверили около 3 % территории, где мог быть Ан-2. Наблюдатели на воздушных судах провели в небе севера Урала 1100 часов, что равно пятигодовой средней «норме» затрат времени на поиск самолетов и вертолетов.
Но поиск по-старинке, по принятым когда-то методикам, даже и интенсивный, супермасштабный, полноценно подкрепленный материально не дал того результата, на который рассчитывали его организаторы.
Эффективных, современных, подходящих технических средств у спасателей, которым пришлось работать в непростых природных условиях, как оказалось, нет. Самый характерный пример — использование в поисковой операции съемки со спутника из космоса. На космоснимки надеялись: у кого, как не у россиян, самая развитая и прогрессивная космическая отрасль!…
Но и тут вышел облом. Единственный российский спутник, с которого делали фотосъемку местности из космоса, как рассказали специалисты, не может выдать снимки приемлевого качества, потому что выработал уже три положенных срока.
Перечисленное еще вчера казалось невероятным. Оказалось – очевидным. Тайна пропавшего «кукурузника» остается с нами и в наступающем 2013 году.