С конца прошлого года в Серове ведется работа по закреплению на городских маршрутах не нескольких, как это было раньше, а одного перевозчика, которого выбирают на конкурсной основе.
Преобразования наделали немало шума как среди горожан, так и самих перевозчиков. Первым «свой» маршрут получил предприниматель Денис Рожков. По итогам конкурса у него появилось исключительное право возить людей автобусами № 4 «Автовокзал – Серовская ГРЭС».
Следом за ним «хозяевами» маршрутов стали еще четыре перевозчика.
Индивидуальный предприниматель Наталья Петрович будет осуществлять перевозки по маршруту № 3 «Железнодорожный вокзал – Автовокзал – пос. Сортировка».
ООО «СеровСпецТранс» обязалось возить горожан по маршруту № 8 «Серовский завод ферросплавов – пос. Сортировка».
«Серовское пассажирское автотранспортное предприятие» выиграло конкурс на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 15 «Автовокзал – пос. Черноярка».
По маршруту № 10 «Автовокзал – Новая Больница» перевозки обязалась осуществлять индивидуальный предприниматель Олеся Андреева.
Администрация решила: «маршрутки» убрать!
Новость, о том, что на маршруте № 4 появился «хозяин», обсуждение проблем, которые возникли после этого, вызвало волну обращений в редакцию, до полусотни комментариев под информациями на сайте газеты serovglobus.ru. Больше всего пассажиры были недовольны тем, что с маршрута исчезли «Газели», а в ПАЗиках, которые стали возить людей, ездить некомфортно да и к тому же туда набивается много народу, так как водители выжидают слишком большой интервал между выездом с конечных остановок.
– Убрать с маршрута № 4 «Газели» – это решение администрации, – говорит главный специалист комитета ЭТС и ЖКХ администрации города Ольга Казакова. – Но принято оно было исходя из рекомендации специалистов, которые провели исследование и выяснили, что средняя наполняемость каждой «маршрутки», отправляющейся из поселка Энергетиков, составляет 97 процентов. То есть маршрутно-транспортное средство было полным уже на первой же (конечной) остановке. «Маршрутки», таким образом, уже не могли забрать пассажиров на следующих остановках и не выполняли свою роль. Специалисты рекомендовали нам снизить среднюю наполняемость транспортных средств до 75 процентов, что, соответственно, позволит жителям поселка уехать с любой остановки.
На вопрос, почему нельзя оставить на маршруте и привычные пассажирам «Газели», и пустить автобусы ПАЗы, главный специалист сообщила, что муниципалитетом такой вариант не рассматривался.
«Раньше они нас ждали, а теперь – мы их»
Долгое время ожидания. Именно об этом говорят в многочисленных обращениях пассажиры, которые ездят на общественном транспорте из поселка Энергетиков в город и обратно.
Мы проверили жалобы пассажиров, с часами в руках отметив интервалы подъезда к остановке «четверок» на автовокзале.
После 8-30 утра ПАЗики подъезжали примерно через каждые 8-12 минут. Но за это время на остановке скапливалось столько народу, что автобус сразу заполнялся, пусть и не битком. В первый вошли 15 пассажиров, во второй – 12.
Люди стояли на остановке, автобус – на своей привычной стоянке.
– Мы опоздали на занятия, – пожаловались корреспонденту трое студентов института в п. Энергетиков, приехавшие из Краснотурьинска. – Привыкли, что приходишь на остановку, а здесь уже «маршрутка» тебя ждет. Успевали вовремя!
Студенты ездили на занятия по времени впритык – зимой в темноте вставать рано тяжело. Пенсионерам спешить некуда, но и они недовольны.
– Холодно стоять! – объяснила причину Анна Демьяновна. – И так в больницу еду, так еще и простыть не хватало. Раньше «маршрутки» нас ждали, а сейчас – мы их.
Эксперимент с единым перевозчиком по первому опыту маршрута № 4 удачным не назовешь. Предпринимателям без конкурентов, может, и лучше. Пассажирам – пока одни беды. С начала декабря
Ездить будем по-научному
Старт работе по закреплению на маршрутах города единственных перевозчиков был дан еще прежней администрацией. В 2010 году мэрия привлекла специалистов Уральского государственного лесотехнического университета для разработки научно-технического обоснования организации пассажирских перевозок автобусами в Серове. На эту работу из местного бюджета было потрачено около 100 тысяч бюджетных рублей.
Приглашенные специалисты провели исследования рынка серовских перевозок и выдали рекомендации по улучшению их качества и соответствия всем нормам. В документе были прописаны в том числе и рекомендации о предельной наполняемости транспортных средств на маршрутах и интервалах движения.
В начале 2011 года тогдашним главой администрации Владимиром Овчинниковым было подписано постановление, которое утверждало положение о проведении конкурса на право заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулярным городским и пригородным маршрутам.
Конкурсные требования к предпринимателям были прописаны с учетом рекомендаций специалистов УГЛТУ.
У каждого маршрута появится свой хозяин
Как указано в постановлении, еще два года назад этот документ был принят «в целях упорядочения деятельности в сфере организации и осуществления транспортного обслуживания населения». В начале 2012 года специалисты администрации попробовали и провести первый конкурс по закреплению за перевозчиками маршрутов. Но это вызвало резко негативную реакцию со стороны предпринимателей, работающих на этом рынке, и проведение конкурса отложили.
Вернулись к этой проблеме только в конце прошлого года. И неспроста. В январе 2013 года у большинства перевозчиков заканчивается соглашение с администрацией, которое, как разъяснила
Ольга Казакова, дает право возить пассажиров по муниципальным дорогам. Срок соглашения не истек у нескольких перевозчиков из более чем 20, работающих в Серове.
С теми предпринимателями, кто выиграл конкурс и получил «свои» маршруты, подписаны новые соглашения. Что касается остальных, то по словам главного специалиста, сегодня их работа в Серове – вне закона.
Вместо расписания – интервал
До 2012 года, чтобы выйти на линию в Серове, перевозчику необходимо было получить лицензию на право осуществления перевозок, заключить договор на право осуществления перевозок с администрацией города, а также утвердить в мэрии и ГИБДД паспорт маршрута. При этом организатор услуги составлял и прикладывал к паспорту расписание. Его затем утверждали ответственные чиновники.
Как утверждают перевозчики, в частности график движения соблюдался на не перегруженных маршрутах. На тех маршрутах, где работало несколько перевозчиков график выдерживать не удавалось.
Например, из запланированных 10 рейсов в день водители могли выполнить только пять. А ездили все в порядке «живой очереди».
В этом году новое расписание движения утверждено только у пяти перевозчиков, за которыми закреплены маршруты. Большинство других руководствуются старым расписанием, разработанным еще при прежнем председателе комитета ЭТС и ЖКХ администрации города Андрее Тренихине.
Как рассказала старший инспектор Уральского управления Государственного автодорожного надзора Тамара Болдырева, утвержденный интервал движения автобусов может служить заменой расписанию с указанием четкого времени прибытия и отправления, но только в том случае, если эта информация доведена до населения.
По закону, придерживаться расписания, будь то интервал или конкретное указание времени отправления и прибытия – обязанность любого перевозчика. За несоблюдение этого требования предусмотрена административная ответственность.
Управу на перевозчиков еще нужно найти
С тем, что закрепление единственных перевозчиков на маршруте позволит снять проблему недобросовестной конкуренции, трудно поспорить. Но при условии, что один предприниматель может обеспечить свой маршрут необходимым числом автобусов. К тому же есть опасность, что «хозяин» без конкурентов может вести свою работу, так как выгодно и удобно ему, не беря во внимание пожелания пассажиров.
Надзор за качеством осуществления перевозок, в том числе и соблюдением графиков движения и интервалов входит в компетенцию комитета ЭТС и ЖКХ администрации города.
С жалобами горожанам советуют обращаться в первую очередь именно туда. Этот орган вправе применять к недобросовестным предпринимателям меры административного воздействия.