Девятиэтажный дом № 29 по улице Заславского – один из немногих, где счета за электроэнергию жильцам выставляют ровно за то количество киловатт, которое потребили их семьи и их дом.
Начисление за общедомовое потребление электроэнергии для 48 собственников квартир здесь не превышает 10-15 процентов от той суммы, что насчитали по индивидуальным приборам. Если по личным счетчикам выходит 200-250 рублей, то за общедомовое – 25-40 рублей с квартиры.
Три года назад, в январе 2010 года, на очередном собрании собственников жилья, которое проводила управляющая компания «ЖКХ-Серов», Вере Андреевне Ильиных предложили стать старшей по дому.
До пенсии она работала экономистом Горгаза. Коммунальная сфера ей не чужда, да к тому же в цифрах разбирается. Подумала и согласилась.
Примерно тогда же в квитанциях оплаты за электроэнергию появилась непонятная для горожан графа «за МОП (места общего пользования)». Люди негодовали: за что такие начисления?
Первое время Вера Андреевна вместе с другими горожанами «штурмовала» кассы Серовского сбыта ОАО «Свердловэнергосбыт», чтобы понять – откуда берутся столь огромные цифры за МОПы.
– Случалось, соседские бабушки увидят начисления в квитанции и за сердце хватаются, – вспоминает Вера Андреевна.
Пенсионерка решила во всем разобраться. Да и статус старшей по дому обязывал.
Чтобы понять, что к чему, несколько раз ходила на приемы к руководителям Серовского сбыта с вопросами, проверила с ними прибор учета электроэнергии в магазине «Детский мир», а также правильность его подключения.
Одной из причин некорректных сумм в квитанциях специалисты Серовского сбыта называют несвоевременную передачу показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) или вовсе отсутствие данных. К тому же, чтобы начисления шли именно за потребленное электричество, показания всех приборов нужно снимать одновременно, в один день. Вера Андреевна делать это решила сама.
– Только у двух жильцов счетчики установлены в квартирах, – рассказывает она. – Один из них сам регулярно передает данные по Интернету, другая женщина своевременно оставляет мне записку с показаниями в моем почтовом ящике. Остальные данные я списываю со счетчиков в подъезде и с общедомового.
Пенсионерка обзавелась ключами от подвала, где стоит общедомовой прибор, и завела специальную тетрадку, куда записывает все показания, включая данные со счетчика, установленного на лифт. Потом сама передает их в «Энергосбыт».
Итог – спустя пару месяцев жильцы перестали получать завышенные суммы в квитках за электроэнергию. Вера Андреевна говорит и о других своих достижениях на должности старшей по дому:
– После моих многократных обращений в УК у нас почистили подвал, засыпали пол в нем шлаком – там вода по колено стояла. Павел Кончагин (начальник ЖЭУ № 1 – ред.) говорит мне: не будешь ходить и требовать – ничего не будет! Может, я кому уже и надоела, но что делать.
УК «ЖКХ-Серов» три года пытается внедрить в Серове институт старших по дому. Только единицы соглашаются запрячь себя в воз жилищно-коммунальных проблем многоквартирного дома. Не помогает и то, что со старших по дому управляющая компания готова не брать плату за содержание жилья.
– Материальной выгоды у меня нет, – говорит Вера Андреевна. – За содержание жилья мне выставляют 400 рублей. Я получаю 50-процентную компенсацию на оплату «коммуналки», так что за мою работу старшей по дому в месяц выходило бы 200 сэкономленных рублей. Я считаю, что получаю больше делая добро людям. У меня, конечно, есть помощники, но основную работу стараюсь делать сама. Если я не буду эти вопросы решать, то кто тогда?