Следствие проверяет причины появления СМС-сообщений, поступивших на телефоны родственников Хатипа Кашапова, пилота самолета Ан-2, пропавшего в июне 2012 года после взлета с аэродрома Серова.
На борту воздушного судна, как предполагается – 12 пассажиров.
После получения информации от сына пилота о странных СМС с текстом «Данный абонент появился в сети» на телефон Кашапова стали звонить родственники и друзья пассажиров из Серова, его бывший работодатель в Серове, директор авиакомпании «Авиа-ЗОВ» Олег Золин, сотрудники редакции «Глобуса» и других изданий.
Всем, через разный промежуток времени, пришло ответное СМС с информацией про доступность абонента. Так, на телефон редакции ответ пришел через 12 часов после звонка на номер пилота.
Отклик с номера Кашапова на мобильники никак не связанных друг с другом людей из разных мест (Оренбургская, Свердловская, Челябинская области, Подмосковье) говорит о том, что происходящее нельзя считать некоей акцией, «разыгранной» родственниками для стимулирования продолжения поиска.
Да и бесполезно пока искать что-то в таежном лесу: снега в нем едва не по пояс, а при нынешнем уровне осадков, превышающем средний в 2 раза, таять он может до середины мая. Температура на севере Урала после пары теплых дней – вновь минусовая. Сейчас, вечером 8 апреля, за окном идет снег.
Следственные органы к концу рабочего дня 8 апреля пока не получили ответ от руководства компании Мегафон на запрос по поводу СМС.
– Я отправил запрос на генерального директора и директора по безопасности Поволжского филиала ОАО «Мегафон» (офис – в г. Самара), – рассказал Михаил Халявин, заместитель руководителя Нижнетагильского отдела Уральского СУ на транспорте СК РФ. – Именно к этому филиалу относится представительство Мегафона в Орске, где зарегистрирована СИМ-карта Кашапова.
В запросе следователь просит сообщить информацию о лице (лицах), на чье имя зарегистрирована СИМ-карта; о поступлении и расходовании денежных средств по обслуживанию интересующего следствие номера; о возможном местонахождении телефона с 12 июня по настоящее время.
– Ранее мы уже запрашивали информацию о местонахождении телефона с 11 по 15 июня, – отметил следователь.
Ответом на тот запрос, напомним, было сообщение оператора сотовой связи о нескольких звонках самого Хатипа Кашапова и ему днем и вечером 11 июня. Ему звонили жена и второй пилот Валерий Кузовенков (который ехал в Серов), а также сам пилот набирал номер супруги. Все разговоры были короткими, на обычные бытовые темы.
После взлета примерно в 22 часа ни одного соединения с командиром воздушного судна Кашаповым не было. Потому местонахождение телефона определить, ответили, невозможно — ни одна вышка Мегафона его не «видела».
Также в своем нынешнем запросе в Мегафон следователь просит сообщить точную информацию об адресах базовых вышек сотовой связи, которые зафиксировали соединения с телефоном летчика с 12 июня по настоящее время – если таковые были.
Ответ от руководителей Поволжского филиала следователь ожидает не ранее 9 апреля, так как требуется время для технических проверок. Ошибаться тут, что понятно, крайне нежелательно.
В курсе ситуации с СМС-сообщениями и представители Федеральной службы безопасности.
К следователю Михаилу Халявину обратилась мама одного из пассажиров с просьбой проверить – на ком сейчас числится номер, который раньше был закреплен за ее сыном. Оказалось, что осенью (в октябре-ноябре) номер был передан другому абоненту.
Как правило, сотовые операторы делают это через 3-4 месяца после бездействия абонента.
Редакции известно минимум про трех пассажиров, чьи СИМ-карты были заблокированы, а затем зарегистрированы на новых владельцев.
Скорее всего, такая же судьба постигла и номера других пассажиров Ан-2. Кроме Кашаповых, которые пополняют баланс мобильника своего папы и мужа.
Запрос Михаила Халявина сотовому оператору Мегафон стал 44-м в рамках уголовного дела, возбужденного по факту несанкционированного полета Ан-2.
О том, какая работа была проведена правоохранительными органами при расследовании данного уголовного дела депутатам Думы Серова сообщила Серовский транспортный прокурор Ирина Задирако, выступившая с информацией о работе ведомства в прошлом году на очередном заседании представительного органа.
Приводим расшифровку части отчета, посвященного Ан-2.
«В истекшем году в неизвестном направлении с посадочной посадки Серов улетело воздушное судно Ан-2, сообщила Ирина Анатольевна.
13 июня Нижнетагильским следственным отделом на транспорте по данному факту возбуждено уголовное дело по признаками преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК.
Местонахождение воздушного судна и его экипажа и пассажиров до настоящего времени не установлено. По делу были выдвинуты и проверены 5 версий. А именно:
насильственный захват воздушного судна;
крушение воздушного судна вследствие неблагоприятных климатических условий;
во время полета самолет был сбит вооруженными силами – ВВС России;
крушение воздушного судна в связи с технической неисправностью;
пилот воздушного судна без разрешения владельца воздушного судна произвел прогулочный полет за денежное вознаграждение с нарушениями правил безопасности движения и правил эксплуатации воздушного транспорта, приведшими к крушению воздушного судна.
В ходе проверки всех этих версий собранными по делу доказательствами предварительно подтверждается последняя версия.
За период с 13 июня по 13 октября 2012 года был проделан большой объем работы и следственных действий.
Проведено 183 допроса, в том числе дополнительных, признано потерпевшими и допрошено 11 потерпевших. Получено образцов для сравнительного анализа 21. Назначено и проведено 18 экспертиз. В том числе – молекулярно-генетических – 13, химических 2, дактилоскопических – 1.
Проведено 5 осмотров места происшествий, 9 обысков. Получено 16 решений суда на получение детализации 16 абонентских номеров.
Запрошено 43 информации. Направлено и исполнено 32 поручения.
Производство и следствие по данному уголовному делу приостановлено.
Даны поручения оперативной службе Росавиации, МЧС и МВД России по проведению розыскных мероприятий.
Законность принятого решения о приостановлении уголовного дела проверена, оснований для отмены процессуального решения не имеется.
Одновременно проводилась проверка оснащений посадочных площадок Сосьвы, Серова и Ивделя. Было установлено, что состояние посадочной площадки на момент проверки не соответствовало пунктам правил.
Четыре должностных лица ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кроме того было установлено, что директором ООО «Авиа-ЗОВ», эксплуатирующим воздушное судно, несвоевременно были предоставлены сведения контролирующей организации об указанном инциденте. Прокуратурой в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении. Назначено наказание в виде штрафа». (Конец цитаты).
Вскоре Серовскому районному суду предстоит принять еще одно решение по поводу пассажиров Ан-2. Руководство главного управления МВД РФ по Свердловской области обратилось в суд с заявлением признать сотрудников отдела «Серовский» — начальника ГИБДД Дмитрия Ушакова и инспектора МРЭО Максима Маевского, умершими. Это связано с необходимостью назначить на их должности новых людей. Без судебного определения статуса пропавших людей сделать это в полиции не могут.
Ранее суд удовлетворил заявление супруги одного из пассажиров о признании его умершим. Это позволит женщине получать пенсию по утере кормильца на маленького сына.
Об итогах проверки информации по СМС-сообщениям с номера Хатипа Кашапова мы расскажем. В неформальных беседах специалисты сотовой связи склоняются к версии «технический сбой», указывая, что у сотовых операторов подобное бывает. Официальных ответов на запрос следствия, повторим, пока нет.