Данные о количестве и качестве лесных ресурсов есть только по 19% территорий; число занятых в лесоустройстве сократилось в 7 раз, а средний возраст приближается к 60 годам; люди, живущие рядом с лесом, не могут получить его для своих нужд по доступной цене; количество незаконных вырубок выросло за пять лет на 66%; арендаторы не выполняют договорные обязательства; для эффективного использования лесных ресурсов недостаточно дорог.
Вот сколько лесных проблем у страны, на долю которой приходится 22% мирового лесного покрова. Страна вспомнила о лесах благодаря телевизионному освещению заседания Госсовета 11 апреля по вопросам повышения эффективности лесного хозяйства. Это еще одна отрасль, в которой Владимир Путин с энтузиазмом начал наводить порядок.
Виновными в «недальновидных финансовых, кадровых и управленческих решениях» будут признаны, очевидно, руководители Рослесхоза (Федеральное агентство лесного хозяйства) и некоторых регионов, хотя основой большинства проблем стал подписанный Путиным в 2006 г. Лесной кодекс и последовавшие за этим административные реформы.
Президент между тем обвинил Рослесхоз и руководство ряда регионов в намеренном искажении информации, а правоохранительные органы — в бездействии. Вероятно, кому-то надо готовиться к оргвыводам.
Экологи говорят, что большинства названных проблем можно было избежать при грамотной подготовке Лесного кодекса, но все минувшие годы их никто не слушал. В результате принятия кодекса были отменены документы, подтверждающие легальность заготовки древесины, невероятно усложнились бюрократические процедуры для местных жителей, были фактически упразднены лесоустройство — система сбора информации о лесах — и государственная лесная охрана.
Полномочия по управлению лесами согласно кодексу передавались на уровень регионов и арендаторов лесов, однако делалось это почему-то срочно, времени на подготовку соответствующей нормативной базы у регионов не было. Их никто не учил, а Рослесхоз не оставил за собой возможности мониторинга ситуации в регионах и системы контроля за исполнением регионами полномочий по управлению лесами.
Слабость агентства проявлялась также в том, что эффективность работы в регионах оно оценивало по скорости освоения субвенций, долгое время необоснованно секретило данные космического мониторинга (при том что они были получены с американских спутников и, в принципе, доступны желающим) и не учитывало их в официальных данных.
Что касается арендаторов, то для них экономически интересны как раз около 20% лесных территорий. Остальные 80% практически выпали из-под охраны, контроля и управления.
Экономика освоения лесов остается экстенсивной и, по существу, советской. Расширение освоения лесов и требования промышленников от государства строить дороги не имеют экономического смысла — после вырубания участка эти дороги будут заброшены.
Необходимо постепенно переходить на интенсивную модель, основанную прежде всего на возобновлении лесного ресурса. Но для выработки этой модели, да и вообще для наведения порядка в лесу, необходимо срочно садиться за переработку Лесного кодекса и всей нормативно-правовой базы управления лесами.
Возможно, такие решения будут приняты, если перед нами не пиар-операция, похожая на те, которые уже были проведены в связи, например, с негодными руководителями ЖКХ.