Чем объясняется всплеск национализма среди российских граждан?
Чаще всего объяснение находят в том, что стало «слишком много приезжих». Это объяснение не годится — наши города, в частности столица, сами состоят по большей части из приезжих, совсем недавних, вчерашних или позавчерашних.
Другое объяснение — приезжие, мол, люди чужой нам культуры, эта чужесть закономерно порождает враждебность. Увы, горький опыт показал, что не менее враждебно в наших русских селах встречали русских же переселенцев-беженцев из ряда бывших советских республик.
«Приезжие ведут себя неподобающе» — это объяснение сейчас считается безусловно верным. Для милиции-полиции приезжие давно и верно служат объяснением преступности, нераскрытых преступлений. Что касается рядовых граждан, то они много и горячо говорят о вопиюще дурном поведении приезжих, но…
Первое «но» состоит в том, что, например, по опросам «Левада-центра», все последние годы люди о своей враждебности к приезжим заявляли чаще, чем о враждебности приезжих по отношению к ним. То есть наша (удостоверенная) нелюбовь к ним выше их (предполагаемой) нелюбви к нам. Этот факт сам по себе ставит под большое сомнение расхожее объяснение национализма как неизбежной реакции на вторжение «чужих».
К тому же при детальных расспросах о том, в чем состоит основная претензия к приезжим, выясняется, как правило, что они «ведут себя как хозяева». Один вариант интерпретации: они ведут себя как мы. За этим стоит главный страх: они станут как мы. А мы куда денемся? В этом слышится жалоба — мы перестали быть здесь хозяевами.
Есть и другое объяснение, казалось бы, противоположное: они «ведут себя как у себя дома». Снова — не в том дело, что нарушают наш закон, а в том, что, приехав на нашу землю, не оставили свой собственный обычай. Смеют носить свою одежду, танцевать свои танцы, справлять свои праздники на свой манер. Чем же это плохо? Наши респонденты негодуют: «Они нам навязывают свои обычаи!» Почему люди используют это слово «навязывают», хотя их к участию даже не приглашают?
Стоит отметить, что во всех, даже самых агрессивных националистических реакциях тех, кто выступает от имени русских, т.е. подавляющего этнического большинства, есть мотив пассивности, страдательности и поиска защиты от некоторого меньшинства или меньшинств. Меньшинства, от коих пытается и все никак не может защитить себя большинство, оказываются столь разными — от вьетнамцев до евреев, — что возникает подозрение, в них ли дело?
Мы все вместе пережили периоды, когда российскому обществу бывало легче сознаться себе, что меньшинство, ведущее себя здесь как хозяин, — это своя родная бюрократия. Были моменты, когда возникала надежда, что этому меньшинству общество сможет дать укорот. Вот в эти периоды, показывали исследования, резко падала потребность использовать приезжих для выплескивания бессильной ненависти.
Алексей Левинсон
Автор — руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»
Vedomosti.ru