Сегодня на учете в наркологии состоит около 200 наркоманов, сообщил Алексей Кулаков, заведующий диспансерным отделением психиатрической больницы №11.
Но это только официальные данные, реальная цифра больше в восемь-десять раз. В динамике уровень наркотизации в городе остается стабильно высоким, – говорит Алексей Васильевич. – В единичных случаях мы можем снять пациентов с учета, если они не употребляют наркотики длительное время. Но чаще всего медицинское наблюдение за ними прекращается по причине их гибели или назначения тюремного срока.
По словам нарколога большинство наркоманов в Серове – люди в возрасте от 19 до 40 лет, примерно 30 процентов из них – женщины. 70 процентов наркоманов ВИЧ инфицированы, у стольких же гепатит С.
– Большинство наркоманов это дети благополучных родителей. Молодые люди которые могли вести полноценную жизнь, получить хорошее образование, но не получили из-за того что стали колоться, Сегодня их средства дохода – воровство, грабеж, распространение наркотических веществ, содержание притонов, – утверждает Алексей Кулаков.
По данным медицинских работников самый распространенный наркотик в Серове – героин. Но начинают процветать так называемые легкие наркотики – это травка, план, курительные смеси, «клубные» наркотики, которые употребляет молодежь на дискотеках.
– Пробуя такие наркотики ничего страшного произойти не может, так считают молодые люди, – говорит Алексей Васильевич, – это их глубочайшее заблуждение. Многие наркоманы, которые сейчас употребляют такие вещества, как героин, дезоморфин начинали именно с легких наркотиков, а в состоянии опьянения пробовали более сильные. Привыкание к которым, у многих наступало уже после первой дозы.
По словам врача психиатра-нарколога А В. Кулакова сегодня из тех кто употреблял героин около 50 процентов перешли на так называемый дезоморфин, в народе его именуют крокодил. Последний более дешевый и доступный наркотик. Его составляющие кодеиносодержащие-лекарственные препараты такие как «Пенталгин», «Седал-М», «Нурофен» и другие. Эти лекарства в свободном доступе, купить их может любой желающий.
А.В. Кулаков говорит:
– Средняя продолжительность жизни наркоманов, которые употребляют дезоморфин и не лечатся – год, два. Чаще всего смерть наступает от заражения крови и различных осложнений трамбозов сосудов, абсцессов, заражения крови. Из-за первых двух развивается гангрена, таким наркоманам ампутируют руки, ноги, у них отказывают почки печень, головной мозг.
Мы видим, как дезоморфиновые наркоманы гниют заживо. Все тело у них покрыто рубцами и гнойниками. У некоторых от вскрытых абсцессов кости торчат наружу, развалины куски мяса, кому ампутировали руки, кому ноги – такие случаи в Серове были.
Идут в больницу, чтобы омолодиться
ГУЗ СО «Психиатрическая больница №11» это медицинское учреждение экстренно-неотложной и профилактической помощи наркоманам и алкоголикам. Отделение для всех наркологических больных ( алкоголиков и наркоманов – ред.) рассчитано на 30 коек. Согласно медико-экономическому стандарту срок лечения наркомана, две недели, помощь окажут бесплатно.
– 14 дней это среднее время пребывание пациента в больнице, дальше он должен лечится амбулаторно. За это время им оказывается медикаментозная помощь, а также психиатрическая.
Мы выдаем человеку лекарства, помогающие ему выйти из состоянии абстиненции – периода ломки и препараты и подавляющие тягу к употреблению наркотика. Но как правило на этом все лечение заканчивается. Ломку наркоману сняли и он идет колоться дальше.
Алексей Кулаков считает современную систему реабилитации наркоманов неэффективной, выступает за принудительное лечение наркозависимых и введение рецептурного отпуска кодеиносодержащих медикаментов.
– Мы оказываем такую помощь, но только при добровольном согласии человека. Наркоманы обращаются в больницу только тогда, когда им грозит тюремный срок. Они очень бояться ломки поэтому бегут в отделение, пролечится. Некоторые обращаются в больницу для того, чтобы омолодится – уменьшить потребляемую дозу наркотика. Им удобно вести такой образ жизни.
Должно быть принудительное лечение в рамках государственных реабилитационных центров. Где таким людям должны оказывать социально-психологическую и медикаментозную помощь не неделю, две, а в течение месяцев. Чтобы побороть волну распространения «крокодила» нужно запретить свободный отпуск кодеиносодержащих медикаментов. Лекарство если оно продается в аптеке должно отпускаться только по рецепту, чтобы не было ни самолечения, ни такого наркотика как дезоморфин, – считает врач Кулаков.
Одни не продают, другие «не могут не продавать»
В городе 22 аптеки и аптечных пункта. Купить кодеиносодержащие препараты, можно в 19 из них.
Светлана Дзень, заведующая аптекой «Живика», в доме № 134, по улице Ленина, рассказала
– Те лекарства, которые пользуются популярностью у наркоманов в аптеках нашей торговой сети не найти. Администрация отказалась от закупа препаратов «Седал-М», «Седалгина», «Тетралгина» и «Бронхолитина» – препаратов, которые пользуются большим спросом у наркоманов. «Петалгин» в продаже есть, но мы не выставляем его на витрины и стараемся предлагать покупателям такой же препарат, который не содержит кодеина.
По словам Светланы Ивановны наркоманов фармацевты этой аптеки знают в лицо.
– В аптеку приходят одни и те же наркоманы. Иногда, чтобы не продавать им препараты фармацевты говорят, что их не привезли или придумывают другие отговорки. Часто они приходят в неадекватном состоянии, стоят в полусонные, стоят и несут бред у прилавка. Все время воруют лекарства, такое впечатление, что им все равно какие препараты красть. Однажды мы вдвоем с фармацевтом ходили по магазину за наркоманом, но он все равно косметику пронес мимо кассы.
Как рассказали фармацевты наиболее ходовые препараты у наркоманов «Нафтизин», «Пепалфен».
Татьяна Бармина, фармацевт аптеки «Живика» рассказала:
– Часто спрашивают «Тропикамид» и «Цикломед». Эти лекарства отпускаются только по рецепту. Но наркоманы где-то их находят. Рецепты оформлены правильно с печатью медицинского учреждения и печатью врача, в таком случае мы не можем не отпустить им эти медикаменты иначе мы нарушим их права.
На прилавках аптеки № 200, что напротив «Живики» кодеиносодержащие медикаменты представлены на прилавках в полном ассортименте.
Алена Артемьева, заведующая аптечной сетью «Уралнет» (куда входит аптека № 200), говорит:
– Фармацевты нашей аптечной сети в свою очередь тоже стараются не отпускать такие препараты наркозависимым людям, но у девочек нет задачи определять по каким-то признакам наркоман человек или нет. Тем более они могут попросить сделать покупку кого-нибудь другого, в таком случае фармацевты продают препараты не задумываясь.
Не всегда кодеиносодержащие препараты можно заменить, но аналоги этим лекарствам есть. И если бы ответственные за это должностные лица хотели ограничить распространение наркотика, давно бы ввели рецептурную форму отпуска таких лекарств, – говорит Алена Владимировна. – Хотя это и принесло бы проблемы тем, кому эти лекарства нужны по медицинским показаниям.
Если в законе будет прописано, что кодеиносодержащие медикаменты должны отпускаться по рецептам, то мы готовы реализовывать товар на таких условиях. Но лично я не считаю, что если кодеиносодержащие препараты будут продаваться по рецептам наркоманов в стране не будет, они найдут им замену. Пока мы не можем не отпускать кодеиносодержащие препараты. Если их производят и назначают, мы должны их продавать.