«Я уже боюсь заходить в свою ванную. Почти два года меня сверху заливают». Такими словами встретила нас у порога своей квартиры № 26 в малосемейке на улице Каляева Татьяна Чиркова.
Стены ванной комнаты в ее квартире на 3 этаже покрыты грибком, на штукатурке – желто-черные пятна подтеков, краска на стенах начала пузыриться и осыпаться, чувствуется резкий болотный запах.
Негодующим голосом Татьяна Никаноровна поделилась своей бедой:
– В ванной комнате дышать невозможно. Я здесь даже не умываюсь. Вся канализация льется ко мне. Стены промокли аж до второго этажа. За помощью во все инстанции обращалась, но толку нет!
Дело в том, что где-то между 4 и 3 этажами протекает труба. Судя по запаху – канализационная.
Вода по стенам с 4 этажа дошла уже до 2. Стены в ванных гниют как минимум в трех квартирах – № 26, 14 и 15. Потеки воды видны над двумя электрощитками на площадках 3 и 2 этажей.
– Проводка над щитком у нас уже дважды горела, – описывает мытарства Татьяна Чиркова. – Так ведь и до пожара недалеко, сгорим!
«Ломайте, но восстанавливайте!»
Татьяна посчитала ущерб, нанесенный ее квартире. Строители составили смету: ремонт затопленной ванной обойдется в 9 тысяч 252 рубля 38 копеек.
Валентина Малашенко, хозяйка квартиры № 38, на которую грешит Чиркова, дала свои комментарии по телефону:
– У меня вся сантехника хорошая, ничего не бежит, – говорит она. – Бежит в стояке, а он находится за стенкой, в соседней квартире (№ 39 – ред.). Ремонт трубы в стене хотят делать со стороны моей квартиры. Я согласна. Но для этого надо снимать унитаз и ломать кафельную плитку, которой оформлена ниша над трубой. А восстанавливать это потом никто не собирается. «Ломайте сами, мы только продолбим стену, а потом сами же заделывайте», – так мне ответили коммунальщики. ЖКО не дает мне акт осмотра, что у меня все работает хорошо, ничего не течет. Почему меня делают виноватой?
Мы побывали в квартире у Валентины Ивановны. Там действительно все сухо, протечек нет. Не видно воды и на полу соседней квартиры – № 39.
«Договориться не можем»
Работники жилищно-коммунального хозяйства уже не раз приходили в малосемейку с намерением устранить протечку. В свою квартиру Валентина Малашенко их пускает без проблем.
Григорий Шелков, директор ЖКО № 2 УК «ЖКХ-Серов», лично встречался с Валентиной Малашенко. Но положительного результата встреча не дала.
Григорий Ильич прокомментировал сложившуюся ситуацию:
– Уже месяц мы пытаемся договориться с Валентиной Ивановной. На днях я разговаривал с ней. Она категорически не идет нам навстречу – не разрешает вскрывать плитку, под которой находится аварийная труба. Хотя должна предоставить свободный доступ к инженерным сетям общего пользования. Но без согласия владельца квартиры мы ничего не можем делать. Безусловно, какие-то меры принимать надо. Вопрос остается открытым.
Единственное, что смогли сделать коммунальщики – это перекрыть стояк с горячей водой, который проходит через пострадавшие квартиры.
Татьяна Чиркова обошла немало инстанций, написала немало жалоб в надежде, что ей обеспечат нормальные бытовые условия и соблюдение ее жилищных прав. Побывала в управляющей компании, в прокуратуре, в редакции «Глобуса».
Сейчас собирается отнести заявление в мировой суд.
Валентина Малашенко тоже недовольна сложившейся ситуацией. «На меня натравили весь дом! Я написала заявление об этом в прокуратуру!»
Нет воды – нет проблемы?..
Как «закрыть» открытый вопрос? Судя по консультациям юристов, специализирующихся на вопросах коммунального законодательства, картина видится такая.
Валентина Малашенко, хозяйка квартиры, через стену которой слесари УК планируют добраться до протекающей трубы, должна обеспечить свободный доступ к общедомовому имуществу (к которому относится стояк).
Ремонт трубы (общедомового имущества) – на совести управляющей компании, которая отвечает за надлежащее содержание и обслуживание этого имущества. За это жильцы платят деньги по графе «содержание жилья».
Именно с УК (представители которой «не могут договориться») пострадавшая Татьяна Чиркова должна требовать устранения неполадок в общем имуществе, которые привели к порче стен ее квартиры. И, кстати, может потребовать либо ремонт ванной, либо возмещения расходов на него. А заодно и возмещения морального ущерба из-за нарушения ее прав потребителя жилищных услуг.
Пока же в коммунальный «бег по кругу» оказываются втянутыми все больше жильцов 5-этажки. Из-за протечки, которую не могут устранить, без коммунальной услуги – горячей воды – остаются жители всех пяти этажей первого подъезда дома.