7 декабря в Верхотурье сотрудниками Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области был задержан гражданин К., житель маленького поселка в Серовском районе.
Как сообщает пресс-служба свердловского пенитенциарного ведомства, жителя Серовского района задержали на режимной территории участка колонии-поселения верхотурской ИК-53. Серовчанин пытался передать гражданину Б., осужденному за совершение изнасилования и насильственных действий сексуального характера, пакет, в котором находились 2 сотовых телефона, 3 зарядных устройства, флеш-карта и 2 карты памяти.
В отношении гражданина К. составлен протокол об административном правонарушении.
КОММЕНТАРИЙ
Общественный наблюдатель Вячеслав Башков: «Конечно, заключенные не жалуются. Они просто покупают телефоны у сотрудников. И звонят…»
Между тем, вчера, 9 декабря, в Международный день борьбы с коррупцией, блогер и член Общественной Наблюдательной Комиссии по правам человека в местах принудительного содержания Свердловской области (ОНК Свердловской области) Вячеслав Башков пришёл на приём к начальнику Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Сергею Худорожкову.
— Я говорил о необходимости телефонизации отрядов исправительных учреждений Управления исполнения наказаний региона. Буквально, телефонизировать нужно каждый отряд. У нас, в Свердловской области, есть исправучреждения, в которых очереди к таксофону составляют 700-900 осужденных. Например, 16 ноября 2013 выяснилось, что в тавдинской ИК-19, где мы были с визитом, на 1300 осуждённых всего один таксофон, который находится в штабе учреждения. Учитывая количество желающих позвонить, говорить осужденному придется недолго. Кроме того, полная телефонизация свердловского ГУФСИНа снизит так называемую «телефонную коррупцию» в пенитенциарном ведомстве. Осужденные уже считают нормальным иметь сотовую связь, ими в большинстве своем движет желание периодически звонить домой. К нам в ОНК звонят абсолютно со всех колоний Свердловской области. В последнее время увеличивается количество преступлений, совершенных сотрудниками ГУФСИН, заключающихся в передаче осужденным сотовых телефонов за взятку. Фотографиями «несунов» обклеены позорные стенды всех исправительных учреждениях. Дефицит официальной телефонной связи в исправительных учреждения провоцирует коррупцию в ведомстве. Кроме того, попытки передачи сотовых телефонов с воли на зоны пресекаются едва ли не ежедневно. Если у осужденных будет легальная телефонная связь с волей, то им не придётся подкупать сотрудников, чтоб звонить домой. Не придется включать свои связи на воле, чтобы им забросили пакет с мобильниками. И подставлять знакомых под правонарушение. Как сообщает пресс-служба ГУФСИН, за 10 месяцев 2013 года сотрудниками учреждений было изъято 688 сотовых телефонов и 650 сим-карт операторов сотовой связи. Я более чем уверен, что это — верхушка айсберга. Звонки на зону — это общее место уже. Ситуацию необходимо как-то менять.
Генерал Худорожков согласился с аргументацией, признав, что телефонизация учреждений необходима. Еще было решено, что номер телефона Управления собственной безопасности ГУФСИН будет висеть у каждого таксофона в колониях, — сообщил «Глобусу» Вячеслав Башков.
АУДИО беседы общественника Вячеслава Башкова и начальника свердловского ГУФСИНа Сергея Худорожкова можно прослушать тут.
ЦИТАТА
Сергей Худорожков, начальник свердловского ГУФСИН:
— Если Вы думаете, что я против телефонизации, то Вы ошибаетесь. Я — за. (…) Законом не предусмотрено количество телефонов в учреждении, такой цифры нет. Есть право звонить. Но организовать исполнение этого права должна администрация исправительного учреждения. Как она будет это организовывать — законодатель нигде не прописывает. Установку таксофонов в учреждениях начали еще когда директором (Свердловского ГУФСИН, — прим. «Глобус») был Калинин. Это было по инициативе ФСИН.
Почему нет телефонов в некоторых учреждениях? Чтобы подключить телефон, необходима линия. Учреждения устанавливают телефоны, исходя из того, сколько к учреждению подходит телефонных линий. К учреждению подходит линия, проложенная, возможно, еще пятьдесят лет тому назад. В линии 20 нитей. То есть, на учреждение можно выделить 20 телефонов. И ставя таксофон, нужно эту линию из кабинета забрать и поставить на таксофон. Проблема — она намного глубже. Отобрали мы у всех сотрудников телефоны и поставили всем таксофоны — так, наверное, тоже не получится сделать. Поэтому в тех учреждениях, где в свое время было большое количество этих линий, руководство может себе позволить заключить с телефонной компанией договор. Там, где немного было линий, они исходят из того, что есть…
У нас в этом году, если я не ошибаюсь, 26 уголовных дел. По запрещенным предметам, там, в основном, сотовые. Там сажать, конечно, не сажают, но по суду выписывают штрафы — уголовные. За 5 тысяч он пронес телефон, ему потом штраф до 300 тысяч. Мы сами выявляем их, наше Управление собственной безопасности.
Согласен с Вами. Будет напряжение снижаться, если связи будет хватать.
Пойти в колонию поставить таксофон с сотовой связью? Можно. Кто будет обслуживать и кто будет оплачивать? Сам телефонный звонок, осужденные когда карточку покупают, это понятно. А обслуживание самой сети? Это — экономический вопрос.
Обслуживание этой линии стоит недешево.
Комментарий пресс-службы ГУФСИН РОссии по Свердловской области:
Изыскиваются возможности, проводятся переговоры с несколькими телефонными компаниями для установки таксофонов в учреждениях.
Прорабатываются вопросы организации таких переговоров. Ведь всякие телефонные переговоры осужденного проходят под контролем сотрудников УИС. К слову, у осужденного для бесед должны быть деньги на личном счету (все переговоры платные). В качестве эксперемента в одном из учреждений планируется установка таксофонов в отрядах.
Всего в учреждениях установлено 220 таксофонов. Намедни несколько дополнительных таксофонов установлено в ИК-46 г. Невьянск. Наибольшее число таксофонов в ИК-6 — 49, ИК-47 — 20, ИК-62 — 12ИК-12 — 12, ИК-5 — 24, ИК-8 — 10, ИК-2 — 6. Видеотаксофоны имеются в ИК-3, ИК-5, ИК-6, ИК-8, ИК-12, ИК-13, ИК-14, ИК-15, ИК-18, КП-45, ИК-52, ИК-53, ИК-54, ИК-55, ИК-63,
В установке дополнительных таксофонов заинтересованы и телефонные компании.
Ряд компаний предоставляют и услуги интернет-свидания (интернет-письмо, интернет-магазин) — в большинстве ИК и ЛИУ — это совершенно новое направление и оно активно развивается.
ГУФСИН России по Свердловской области совместно со сторонними организациями успешно реализует проект «Родная связь» (в учреждениях также установлены телефоны «Ростелекома» и других компаний), который заключается в оказании телекоммуникационных услуг и позволяет осужденным не терять связь с близкими и родными. Большой популярностью у граждан, содержащихся в учреждениях свердловского ГУФСИН, пользуется услуга «Видеосвидание» и «IP-таксофон», также востребованными становятся услуги«Электронное письмо» и «Интернет-магазин».
По данным компании, занимающейся техническим обеспечением проекта «Родная связь», ГУФСИН России по Свердловской области находится на первой позиции по оснащенности оборудованием, посредством которого реализуется проект, и входит в тройку лидеров по применению каждой из его услуг. Пенитенциарное ведомство Среднего Урала занимает второе место среди территориальных органов ФСИН России, участвующих в реализации проекта, уступая лишь Пермскому ГУФСИН, поскольку именно в Пермском крае проект зародился.
К примеру, за 9 месяцев 2013 года в учреждениях свердловского ГУФСИН проведено 5116 видеосвиданий между осужденными и их родственниками (учитываются только успешно проведенные переговоры). Эта услуга наиболее востребована в ИК-5 (г. Нижний Тагил) — 2192 видеосвиданий, ИК-13 (г. Нижний Тагил) — 1069, ИК-6 (г. Нижний Тагил) — 549.
Очень популярна у осужденных услуга «IP-таксофон». Только за 9 месяцев этого года было проведено почти 140 000 переговоров по IP- таксофонам, которые установлены во всех учреждениях УИС Свердловской области. Большее количество переговоров проведено в ИК-6 (г. Нижний Тагил) — более 60 000 переговоров и ИК-62 (г. Ивдель) — около 60 000.
«Электронное письмо» — услуга сравнительно новая, тем не менее, за три квартала этого года из исправительных учреждений Свердловской области отправлено 1683 письма. Электронные письма чаще отправляют осужденные ИК-5 (г. Нижний Тагил) и ИК-63 (г. Ивдель). Многие из лиц, отбывающих наказание, все еще предпочитают вести переписку привычным способом, запечатывая заветное послание в почтовый конверт.
Растет число заказов в учреждениях ГУФСИН России по Свердловской области и по такой современной услуге, как «Интернет-магазин» — всего за 9 месяцев текущего года было оформлено почти 5000 заказов. Здесь лидером среди учреждений ГУФСИН является ИК-46 (г. Невьянск), на нее приходится 28% от количества всех заказов. ИК-47 (г. Каменск-Уральский) занимает второе место, на нее приходится 20%. ИК-54 (г. Новая Ляля) — на третьей позиции с 19%.
Таким образом, среди исправительных учреждений Свердловской области наиболее активно услугами, которые предоставляются в ходе реализации проекта «Родная связь», за 9 месяцев 2013 года пользовались в ИК-5 и ИК-6 (г. Нижний Тагил), а также в ИК-47 (г. Каменск-Уральский). Данные учреждения лидируют по предоставлению всех услуг проекта: «Видеосвидание», «IP-таксофон», «Электронное письмо» и «Интернет-магазин».