История первая. Барская
Еще в детстве, когда жили в своем доме в Новом поселке, старые жители рассказывали нам, ребятам, что около «барской усадьбы» есть подземный ход (и даже показывали это место).
Барской усадьбой мы называли несколько красивых строений из кирпича и дерева, которые располагались (да и сейчас стоят, сегодня там – «Серовавтодор») по ул. Советской.
Во время нашего детства здесь действовала туберкулезная больница. Это место как раз подходило для этого – рядом шелестит раскидистыми ветвями небольшой по площади старый сосновый бор.
Помню, как идя после школы домой, мы часто видели прогуливавших в сосновом бору «туберкулезников». Один мужчина в больничной (белой в серую полоску) одежде как-то даже угостил нас шоколадными конфетками – в то время конфеты вообще были большой редкостью, а шоколадные особенно. Но мы с ребятами почему-то испугались их кушать, да и вообще старались стороной обходить это «темное» место.
Зато всегда было любопытно посмотреть хоть краешком глаза на подземный ход, который, по словам старожилов, был очень просторным, глубоким и длинным, куда он точно вел никто не знал, но рассказывали, что будто бы до самой реки Каква.
Говорили, что однажды в этот подземный ход забрались два любопытных, чтобы исследовать тайны и найти какой-нибудь клад и …навечно там сгинули. После этого случая вход разрушили.
…На Урале с давних времен даже не очень влиятельные и знатные люди часто строили подземные лабиринты в своих усадьбах. Тайные подземные ходы могли быть разными по протяженности, а также могли иметь и ответвления. От барского дома – к полиции, храму, на берег реки… Так, например, в Екатеринбурге в 1921 году группа из пяти человек во главе с тогдашним председателем губчека прошла подземными путями практически через весь центр города.
История вторая. Церковная
Оставшиеся глыбы фундамента взорванного в 1931 году Спасо-Преображенского собора (который располагался выше нынешнего ДКМ) и сегодня – немой укор бывшей безбожной власти.
Храма нет, а воспоминаний и нераскрытых тайн осталось еще много. Так, например, серовчанка Ольга рассказывала мне свою семейную легенду, что ее отец родился как раз в те минуты, когда взрывали храм. Бабка к младенцу так ни разу и не подошла и на руки не взяла: «Антихрист на свет появился…»
А вот еще одна удивительная история. Ее рассказывала Нина Егоровна:
– Справа от здания серовской типографии в прежние годы стоял деревянный дом, в котором была автошкола (учили на шоферов). Я работала здесь. Однажды около этого места повстречалась с пожилой знакомой и она поведала, что в молодости (а это было в двадцатых годах 20 века) в этом доме жил священник Спасо-Преображенского собора.
Знакомая трудилась у батюшки нянькой и кухаркой. А детей у батюшки было много.
– Как-то раз спрашиваю у матушки, – рассказывает моя знакомая. – А где батюшка? Матушка отвечает: – Ушел в церковь. – Как ушел? Ведь двери даже не открывались? – А он потайным подземным ходом вышел.
То есть от его дома шел подземный ход в храм. Потом она еще много раз слышала и видела, как батюшка в буквальном смысле исчезал из дома. Но вот где был вход в подземелье: в спальне, в подполье или еще где – она так и не знала. Ей не показывали.
Подземный ход в священнический дом, закрепленный за церковью, в те годы был вполне возможен. Потому как первыми подземными ходами на Урале начали обзаводиться именно монастыри, ведь христианство, как религия гонимых, начиналось в мрачной темноте катакомб. Отсюда пошли подземные церкви-крипты, монастырские жилища-лабиринты, тайники.
Более известны своими подземными «коммуникациями» Покровский и Николаевский монастыри г. Верхотурья. Например, в тайных подземных комнатах Николаевского монастыря были сохранены мощи праведного Симеона Верхотурского во время знаменитого пожара в 1716 году. Или еще к примеру, не так уж далекий от нас уральский городок Невьянск буквально весь испещрен старинными подземными лабиринтами.
Тайный ход нашего Спасо-Преображенского собора мог быть устроен где-нибудь около церковного алтаря за незаметной дверью, а в доме священника простой кухонный шкаф для посуды вдруг мог повернуться вокруг невидимой оси и открыть за собой внутристенный проход или лестничный спуск в подземелье…
Много лет не дает покоя серовским краеведам-любителям и мысль, что при взрыве Спасо-Преображенского собора, якобы, осталось невредимым подвальное помещение. Говорят, что точный план-схема собора хранится в городском музее и по нему можно легко определить место для входа в подвал.
Интересно, если это действительно так, то что мы могли бы найти в церковном подвале спустя восемьдесят лет после взрыва? Ведь местные ребята, играясь здесь среди глыб, еще долгие годы находили то крестики, то другие культовые предметы. В нетронутом подвале могут до сих пор лежать какие-то иконы и прочая церковная утварь, а может быть просто какие-то доски… Но для вновь построенного храма на Преображенской площади, я думаю, любая находка из ТОГО храма была бы святой.
История третья. Заводская
Загородка, дом № 7. Историческое (по местным меркам) строение.
Этот дом, как и многие соседние дома, строился в этом районе для проживания высшего эшелона власти и руководителей нового Надеждинского стале-рельсового завода.
Здесь жил и первый инженер завода А. Мещерский, и директор завода барон А. Таубе, и многие другие руководители.
В революционные годы в этом доме располагались сначала военный отдел исполкома, затем белогвардейское комендантское управление, потом милиция…
Жительница «исторического» дома рассказывала (а она слышала это от своей матери), что здесь когда-то был подземный ход на территорию завода. Из своего жилища директор мог, не выходя на улицу, пройти под землей и зайти прямо в свой кабинет в заводоуправлении.
И это кажется вполне логичным: в те времена внутри завода никогда не было спокойно. Чудовищная эксплуатация работного люда, который не по своей воле был завезен в чужой и еще дикий край, полное бесправие и зависимость от хозяев порождали часто народные восстания. А заводчики же никогда не забывали о путях собственного спасения и спасения своего добра, поэтому и делали для себя подземные убежища и тоннели, которые при случае могли спасти жизнь заводским управителям.
Многочисленные примеры заводских подземельных лабиринтов известны в городах Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Каменск-Уральский.
Так, например, в 50-е годы прошлого века на месте старого каменского завода при строительстве корпуса «Уралэлектромаш» рабочие обнаружили свод, выложенный старинным красным кирпичом высотой около 2,5 метров. Говорили, что через этот ход можно было незаметно покинуть завод.
История четвертая. Военная
Несколько раз мне приходилось слышать про подземные ходы и на территории воинской части (сегодня – уже бывшей) в районе Новой больницы.
Бункеры здесь точно имеются, а уж выкопать подземные лабиринты (стратегически важные объекты) для служивых, как говорится, проблема небольшая – бери больше, бросай дальше.
Кстати, самый знаменитый и мощный по размаху строительства – подземный бункер Сталина, который находится в Самаре. Его глубина 37 метров (высота 12-этажного дома). В бункере есть автономная система регенерации воздуха и своя электростанция, и все это до сих пор находится в рабочем состоянии. Секретное подземелье представляет собой многоэтажное сооружение, снабженное лифтами. На самом нижнем этаже находится зал заседаний для 115 человек. Рядом – комната отдыха, предназначенная для Сталина. На верхних этажах – помещения для охраны, складов, служб технического обеспечения.
Удивительно!
Неужели в нашем небольшом городке со 120-летней историей есть подземные ходы и тайные сооружения, построенные в конце 19 – начале 20 века?
Все может быть. Люди просто так рассказывать не будут. Скорее всего, это не зафиксировано в официальных документах, но на то они и тайные сооружения – их не заносили ни в какие реестры недвижимости, на планы и карты. А человеческая память слаба, она теряет факты, перенося их из поколения в поколение. Тайное так и остается тайным, рождая новые слухи и легенды.
Нужны факты
Игорь Фомичев, зав. историческим отделом ВГИАМЗ, старший научный сотрудник:
– Подобные истории-легенды о подземных ходах в нашем городе я слышу уже много лет. Но нужно всегда руководствоваться фактами, а они свидетельствуют, что никаких подземных ходов в Серове не было и нет.
В Новом поселке «бары» никогда не жили, а здание, в котором действовала в советское время туберкулезная больница, было построено в 1916 году именно как больница.
В свое время я разговаривал с людьми, которые разбирали на кирпичи останки взорванного Спасо-Преображенского собора. Они также свидетельствуют, что никакого подземного хода под собором обнаружено не было. Подвал, скорее всего, частично сохранился, но попасть в него нет никакой возможности, так как при взрыве доступ к нему стал окончательно закрыт.
В доме по ул. Загородка, 7 скорее всего речь идет просто о глубоких подвальных помещениях, где жители хранили продукты, так как раньше холодильников не существовало.
Автор: Андрей Гребенкин