13 января в Доме культуры «Надеждинский» собралось более двух сотен человек. Мероприятие было организовано представителями управляющей компании «ДомСервис», обслуживающей жилой фонд поселков Энергетиков, Пристанционный, Новая Кола и Филькино. В повестке числился вопрос о переизбрании формы управления многоквартирными домами. Сотрудники УК предлагали жильцам сменить привычную, когда общим имуществом домов распоряжается УК, на непосредственную, когда жильцы, по сути, сами становятся управленцами общего имущества многоэтажек.
Михаил Бобков
mb@serovglobus.ru
В чем суть
Все услуги ЖКХ делятся на жилищные и коммунальные. Предоставлять жилищные услуги – текущие ремонтные работы, уборку придомовой территории, распоряжаться общим имуществом собственников (например, сдавать в аренду рекламные площади, расположенные на фасадах домов) – обязанность управляющей компании. Коммунальные услуги – это поставка тепла, холодной и горячей воды.
В поселке Энергетиков таковые коммунальные услуги предоставляет ЗАО «Серовэнерго». По словам директора компании Сергея Молвинских, учредителем ЗАО числится один человек.
На протяжении более пяти лет услуги по поставке тепла, холодной и горячей воды предоставляются по так называемому публичному договору, за потребленные ресурсы жители расплачиваются по факту потребления. Сами ресурсы поставляются со станции ГРЭС.
С конца 2013 года ответственные специалисты «Серовэнерго» стали вести работу по заключению договоров, согласно которым управляющая компания должна будет взять на себя и предоставление коммунальных услуг.
– Мы пытаемся привести положение дел в соответствие с законом, который предписывает, что все услуги: и жилищные, и коммунальные – должна оказывать УК, – говорит директор ЗАО «Серовэнерго» Сергей Молвинских.
В чем проблема
Система теплоснабжения в Серове и поселке Энергетиков разная, отличаются и схемы, по которым происходят расчеты между тепловиками и населением. На территории города между крупнейшей управляющей компанией «ЖКХ-Серов» и поставщиком тепла ТСК «Вертикаль» заключен договор, согласно которому поставщик тепла ведет расчеты с УК, как с самостоятельным ООО. Таким образом, весь объем тепла, потребленный жителями, поставщику коммунальной услуги должна оплачивать именно управляющая компания, а затем самостоятельно взыскивать долг с населения. То есть при такой схеме расчетов долги жителей ложатся на плечи УК.
В законе предусмотрена и процедура взыскания долга. Теплоснабжающая компания вправе обратиться в суд с исковым требованием о взыскании денег, причитающихся ей. В этом случае запускается процесс судопроизводства и на счета, куда поступают все финансовые средства, причитающиеся УК, накладывается судебный арест.
Управляющая компания оказывается в ситуации, когда из-за чужих долгов она не может выполнять взятые на себя обязательства – платить зарплату работникам, осуществлять налоговые платежи, отчисления в пенсионный фонд, выполнять работы по обслуживанию жилого фонда.
Если взять в пример «ЖКХ-Серов», то в прошлые годы расчетный счет этой УК по требованию теплоснабжающей компании могли арестовывать хоть каждый месяц.
В чем решение
Руководство управляющей компании, не желая брать на себя долги, «причитающиеся» теплоснабжающей компании, использует имеющиеся у нее законные меры – по просьбе инициативных жителей в поселке Энергетиков проходят общие собрания собственников жилья. Жильцы, которые хотят, чтобы их дома перешли на непосредственную форму управления, есть.
Изменение формы управления многоэтажками, предложенное УК, заставит теплоснабжающую компанию заключать договоры на оказание услуг с каждым жителем. Соответственно и взыскивать долги поставщикам коммунальных услуг придется с конкретного должника, а не предъявлять их УК. Сама-то «управляшка» тепло не поставляет.
Позиция обеих компаний – и теплоснабжающей и управляющей – понятна. Первая – по официальной позиции директора ЗАО «Сероэнерго» Сергея Молвинских – пытается заключить договор, потому что этого требует закон. Оппоненты – управляющая компания «ДомСервис» – не хотят, чтобы долги населения «повесили» на них. Директор «ДомСервиса» Сергей Бирюков, понимая, что долги населения за теплоресурс могут привести его компанию к банкротству уже через год, не хочет брать на себя обязанность оплачивать, так называемую, «мертвую» задолженность – долги асоциальной категории населения.
В чем подвох?
Татьяна Шарафиева
info@serovglobus.ru
Понятно желание директора Бирюкова
откреститься от обязанности управлять домами. Сегодня, по закону, УК несет полную ответственность за качество поставляемых коммунальных услуг, той же воды. А она в поселке отвратительная. Жители и Роспотребнадзор выиграли уже не один суд, требуя поставлять воду согласно санитарным нормам. Пока она от таковых далека.
Для исправления ситуации нужно менять исторически сложившуюся в поселке систему теплоснабжения, а также капитально ремонтировать трассу, по которой теплоноситель идет со станции в поселок.
Руководителя УК за некачественную услугу защитники прав потребителей из Роспотребнадзора по закону могут штрафовать раз за разом. Понятно, что Сергея Бирюкова такая перспектива не радует.
Перевод домов на непосредственное управление таит немало «подводных камней» для жителей. Это непростой, трудоемкий способ управления домом. Не случайно в Серове его выбрали для себя жители лишь нескольких небольших домов.
С уходом УК от ответственности за предоставление коммунальных услуг именно собственнику лично нужно будет разбираться с каждым поставщиком. Например, при непонятной ситуации с начислением за тепло человек по привычке придет в УК, но его отправят разбираться к поставщику (возможно, на ту же ГРЭС).
Сегодня компания Сергея Бирюкова обещает заниматься проблемами жильцов, а завтра на его место придет другой руководитель – и правила игры для жильцов (договор) изменятся. При этом новый способ управления – непосредственный – жильцы вроде как выбрали сами, проголосовали «за», поставили «галочки» и подписи.
У тех, кто понимает – что ждет с переменой способа управления домом, есть определенные сомнения в правильности такого решения. Жители дома № 8 по ул. Энергетиков, например, отказались подписывать бюллетени собрания о переходе («ДомСервис» сейчас проводит в заочной форме собрания по тем домам, где не было кворума на очной встрече 13 января).
В ближайшем будущем собственников домов и нежилых помещений поселка Энергетиков ждут большие перемены. Серовская ГРЭС с пуском вводимого вот-вот блока фактически начинает новую жизнь. И поставлять ресурсы в виде нагретой воды уже не сможет – технология это не предусматривает (пар не выходит, а циркулирует в закрытом цикле).
Запрос о том, будет ли предприятие и дальше выполнять роль генератора ресурса и как именно, мы отправили в пресс-службу ОГК-2, чьим филиалом является Серовская ГРЭС. «Подготовим содержательный ответ с цифрами и сроками. Не переживайте, никто нам не позволит оставить потребителей без тепла, даже если бы мы и хотели», – пришло сообщение из пресс-службы. Ждем разъяснения и вернемся к теме. Также мы направили запрос в администрацию Серова, так как по проекту новой схемы теплоснабжения в поселке запланировано строительство газовой котельной.
На непосредственное управление «ДомСервис» хочет перевести собственников во всех 120 «своих» домах. В поселке более 10 тысяч жителей. Мороз за окном предупреждает: очень важно – кто и как будет отвечать за тепло и воду в домах этих людей.