В Сочи тепло. Тепло во всех отношениях – первые впечатления первых дней на 22-х Олимпийских играх.
Погода и атмосфера здесь курортные. Табло на вокзалах и в скоростных электричках показывают плюс 9-12 градусов, пригревает солнышко, на газонах зеленая бодрая травка. Если смотреть на синее небо, конусы кипарисов и вееры пальм, кажется, что приехал в летний отпуск.
Но Адлер и Сочи не узнать.
– Сочи практически отстроили заново, – рассказывает Надежда, местная жительница, занятая на встрече гостей. – Все переделали! Город у нас сейчас как после евроремонта.
От улыбки всем здесь веселей
Не верится, что в этом комфортном климате проходит зимняя Олимпиада. Но ее звуки, яркие краски, приподнятое радостное настроение чувствуется уже с первых минут на земле курортного города.
На выходе из здания аэропорта приехавших встречают десятка полтора веселых ребят и девчонок. Они громко кричат приветствия, гудят в дудки и хлопают надутыми палочками. Приятно.
Волонтеры в пестрых спортивных курточках и шапочках всюду. Они очень доброжелательные, сами подходят и спрашивают – чем помочь, не ожидая вопросов, показывают нужное направление и вообще всячески участвуют в жизни огромного человеческого муравейника, который в эти дни суетится возле транспортных ворот Сочи и его олимпийских объектов.
Волонтеры разного возраста. Есть школьники, а есть и пенсионерки. Все улыбаются, здороваются, общаются очень вежливо.
– Волонтеры работают бесплатно. Их кормят, обеспечили формой, поселили в хороших гостиницах. Как поощрение – вход на соревнования в день отдыха, – рассказала Мария, сотрудник Оргкомитета, командующая добровольцами.
Сама Маша с коллегами живет в не очень удобной «избушке», как она сказала, где протекает потолок. Средняя зарплата, которую платят таким, как она – 35 тысяч рублей. Полицейским, занятым на Олимпиаде обещали, говорят, двойное довольствие. Они здесь тоже повсюду. В новенькой хрустящей форме, симпатичные, подтянутые. К таким и подойти приятно.
Без паспорта ты не болельщик
Но не все под силу доброжелательным полицейским и волонтерам. Они владеют информацией, но не могут помочь болельщикам сэкономить время и поберечь нервы при соблюдении множества строгих условий, поставленных организаторами.
Впервые в истории Олимпиад в Сочи введена обязательная регистрация ВСЕХ болельщиков. Каждый, считая детей с 2 лет, должен оформить паспорт болельщика.
Это пластиковый бланк с фотографией гостя соревнований, его полным именем и штрих-кодом. Без него не пускают на соревнования будь у вас хоть десять билетов. Паспорт нужно носить постоянно поверх одежды непременно лицевой стороной.
Заполнить анкету на паспорт можно было заранее, по интернету, а в Сочи надо было лишь получить бланк. У нас эта процедура заняла не больше пяти минут, но вот чтобы попасть к заветному окошечку ушло полдня – искали пункт, потом стояли в очереди.
Пунктов выдачи паспортов в начале первого дня работало лишь три. С обеда открыли еще пару.
В специальных билетных кассах нужно было получать бумажные билеты тем, кто купил их через Интернет (а приобрести их «живьем» можно было лишь в Москве и Сочи).
Билетных касс было лишь три – в крупных торговых центрах, и только за день-два до открытия добавили еще три: в аэропорту, на вокзалах и возле Олимпийского парка. Тысячи болельщиков, приехавших в Сочи 6-7 числа, ломанулись в кассы и пункты регистрации.
Чтобы получить входные билеты, нужно было выстоять в очереди от двух до пяти часов. Спасибо волонтерам, которые предупреждали людей – где еще открыли кассы.
Получить билеты можно было только при наличии паспорта и карточки, с которой оплачивали покупку.
«Ваш термос утилизировали»
Еще одна «засада» ждала на входах-выходах на вокзалы (а на скоростную электричку, главный «олимпийский» транспорт, иначе не попадешь) и на станциях.
Здесь в специальных павильонах оборудованы пропускные пункты. Всю одежду и сумки просвечивают, как в аэропортах, каждого человека ощупывают с затылка до пяток.
Строгие полицейские вежливо, но настойчиво на досмотре предложили нам отдать булочки, бутылку воды. Едва не забрали провода от зарядки ноутбука и фотоаппарата, но кое-как удалось убедить их, что это важнейшие атрибуты работы корреспондента (помогла аккредитация при медиацентре Сочи).
А вот термос отстоять не удалось. Забрали без разговоров. Пообещали отдать вечером, когда будем возвращаться с соревнований, но вечером ответ был: «Уборщики уже все утилизировали».
Также пару раз просили включить сотовые телефоны, которые высвечивались на пропускном «рентгене» в сумке. Мобильники должны непременно работать, разряженный аппарат могут, говорят, и забрать.
«Ласточки» летают без устали
На Олимпиаде здорово выручает продуманное и хорошо организованное транспортное сообщение. Соревнования проходят на двух больших площадках – в ледовых дворцах в Прибрежном кластере (хоккей, коньки, фигурное катание) и на трассах в Горном кластере (биатлон, горные лыжи, фристайл). Расстояние между ними – 48 км. Скоростная электричка от станции Сочи до станции в горах Красная Поляна добирается за час-полтора. Потом до лыжных стадионов, экстрим-парка нужно катить на канатной дороге минут 15.
Проезд бесплатный. Поезда с сочинского вокзала отправляются каждые 15-20 минут. Вагоны как в Европе: комфортные, удобные, красивые. В них можно, например, подзарядить сотовый телефон. Новенькие, даже запах кожзама еще не выветрился…
По городу народ возят комфортабельные автобусы. Парк общественных автобусов заменен накануне Олимпиады.
Таксисты не прониклись духом олимпийской дружбы и успевают ловить момент. Проехать пару кварталов – 500 рублей («ну за 400 доброшу… пять минут!»), в поселок за 50 км – 3500.
Бабушки предлагают жилье: 1000 рублей койко-место в комнате благоустроенной квартиры в центре Сочи, 1-комнатный домик – 5000 рублей в сутки.
О, спорт! Ты – мир
На состязаниях лыжниц мы стояли в лесу, вдоль трассы. Рядом оказалась немолодая улыбчивая дама в бусиках цветов российского флага. Она с гордостью (бабушки во всем мире одинаковы) рассказала нам, что сейчас побежит ее внучка Джессика Диггинс. Поддержать лыжницу в Сочи прибыли ее папа, сестра, друзья семьи – всего человек восемь.
И мы уже все вместе болели за девушку с далекого континента. Тут же рядом махали флагом финны, а пенсионерка тетя Рита («та я ж с Ростова…нате вам конфетку, шоб не замерзли») агитировала нас поболеть и за импортных спортсменок, а не только за своих.
Пожалуй, стоит приехать на Олимпиаду, чтобы еще раз понять: широта души, умение искренне радоваться за других, «болеть» – так до хрипоты, огорчаться – так до слез, принимая все очень близко к сердцу, эмоционально, – все эти качества остались с нами, россиянами, остались особенностями нашего характера.
На трибунах, в электричке, в магазинах люди мигом знакомятся, перебрасываются шутками, дают советы, делятся полезной информацией. Ощущение – будто сто лет знаешь этих людей. А в особо напряженные моменты соревнований, как во время стрельбы биатлонистов, например, тысячи людей даже дышат, кажется, в унисон, замирая в ожидании хлопка «закрывашки» черной дырки мишени.
Энергетика такой толпы зашкаливает. Спортсмены бегут под рев, крики и скандирования зрителей почти все время дистанции.
Нам недели опять не хватило
Олимпийские постройки впечатляют. Мощные, но кажущиеся легкими из-за воздушных металлических конструкций здания и снаружи, и внутри отделаны по высшему классу. Видно, что денег во все это вбухано, действительно, миллиарды. И как потом содержать эти махины, как они будут окупаться…? Но пока распирает гордость: смотрите, иностранцы, завидуйте!
А за угол зданий и стадионов лучше не заходить. Здесь тоже все по-россиянски. Вот тут и там, вдоль прохода зрителей к лыжной трассе за сеткой-ограждением, валяются куски кирпичей и бетонных блоков, какая-то проволока, куски арматуры.
Площадки у стадиона «Лаура» возле скромных киосков с закуской все в колдобинах. Проходы настолько узкие, что при выходе к канатной дороге оставалось только молиться, чтобы в толпе не возникла паника – раздавят вмиг.
– Сразу было понятно, что так будет, – вздохнул на наши жалобы в кабине подвесной дороги молодой инженер, который полтора года строил «канатку». – И рабочие так же толпились. Мы говорили, но не продумали организаторы этот момент… Ну это – до первой беды.
В горных стадионах разыграют больше всего медалей – 21. И скольким еще людям придется проклинать ответственных товарищей на выходе после состязаний.
Резкий выходит поворот: только что ты в едином порыве с соотечественниками орал на трибуне «Ра-сси-яаа!» и вот уже горько ругаешься «Эх, Россия…».
Олимпиада набирает обороты. Возможно, к вечеру этого дня мы порадуемся, наконец, первым медалям: на них есть шансы у команды фигуристов. Сумку с билетами на финал этих состязаний прижимаю к сердцу.