За 2013 г. в Серовский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступило 243 обращения граждан. Из них — 130 обращений — о нарушениях в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 113 обращений — на нарушения прав потребителей.
Основными проблемами, указанными в обращениях граждан по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения остаются следующие:
31,5% — обращения на нарушения санитарных требований к условиям проживания в жилых помещениях (необходимость ремонта жилых помещений, их инженерного оборудования, отсутствие тепла, воды в жилых помещениях, наличие в подъезде жилого дома грызунов, насекомых);
21% — обращения на нарушения санитарных требований к содержанию территории городского округа (правомерность установки контейнеров для сбора мусора в том месте, где они установлены, наличие свалок мусора);
14,6% — обращения на нарушения санитарных требований к пищевым продуктам, технологиям их производства (реализация продуктов с истекшим сроком годности, нарушение условий хранения пищевых продуктов в организации торговли, обнаружение насекомых в пищевом продукте, приобретение хлеба с плесенью, и т.д.);
9,2 % — обращения на нарушения обязательных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения (жаловались на качество воды);
7% — обращения на нарушения обязательных требований к организации питания населения (в кафе антисанитарные условия, в баре работают сотрудники без санитарных книжек, и т.д.);
5,3 % — обращения на нарушения обязательных требований к условиям воспитания и обучения детей (к примеру, в образовательном учреждении подвал затоплен горячей водой, плесень, запах; неудовлетворительное качество питания в школе; использование в питании воспитанников просроченных продуктов питания в летнем лагере; в группе детского сада повышенная влажность, грибок, не работает система вентиляции).
Также поступали обращения, к примеру, по вопросам нарушения санитарно-эпидемиологических требований к атмосферному воздуху, к эксплуатации производственных, общественных помещений
Граждане ищут содействия со стороны специалистов Серовского отдела также при нарушении прав потребителей:
38 % жалоб — нарушение прав потребителей при оказании услуг ЖКХ (вопросы взимания платы за неоказываемые услуги ЖКХ, предоставление коммунальных услуг, не соответствующих требованиям законодательства).
29,2% жалоб — нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли (продажа товаров ненадлежащего качества — некачественных телефонов, спутникового приемника, видеорегистратора, некачественных дверей, некачественной стиральной машины, некачественного стеклоочистителя и.т.д.).
Также поступали обращения на нарушения прав потребителей в сфере бытового обслуживания граждан (к примеру, жалоба на некачественный пошив штор; оказание услуг по тотуажу бровей без лицензии; некачественное оказание услуг по стрижке и т.д.), в сфере банковской деятельности (банк не предоставляет информацию о кредите; банк требует возвращение суммы кредита, при том, что кредит погашен досрочно; банк не предоставляет ответ на претензию; включение в кредитный договор незаконных условий; неправомерное начисление процентов за кредит), при оказании туристских,, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
По фактам нарушений законодательства, выявленных при рассмотрении обращений граждан, специалистами Серовского отдела возбуждено 82 административных дела (48 — за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 34 — за нарушения прав потребителей). Выдано 59 предписаний об устранении нарушений законодательства (36 — за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 23 — за нарушения прав потребителей). Подано 1 исковое заявление в суд в защиту прав потребителя.
Специалист-эксперт В.А. Дзюбинская.