С конца 2012 года в Серове ведется работа по закреплению на городских маршрутах единственного перевозчика. Новшества в системе пассажирских перевозок устраивают не всех и не всегда.
Проведение открытых конкурсов продолжаются и в этом году. С 2012 года прошло уже 3 таких конкурса, в каждом из них перевозчиков закрепляли на нескольких маршрутах. По данным на 7 мая «своих» перевозчиков нашли 16 маршрутов.
Реформа транспортных услуг уже не раз наводила «шороху». Предприниматели раньше использовали разные методы в «битве» за пассажира, теперь они применяют разную тактику в борьбе за маршруты. В Арбитражном суде месяцами тянутся споры. Доходило до публичных выяснений отношений.
«Пиратский способ»
В редакцию обратились перевозчики Александр Иванов, Валерий Каторгин и Олеся Андреева. Предприниматели принесли фотографию автобуса с номером маршрута №2, перевозки по нему ведет предприятие «Серовское АТП №1».
На снимке транспортное средство сразу после дорожно-транспортного происшествия. Водитель автобуса попал в ДТП 22 апреля.
Как сообщалось в сводках ГИБДД «Водитель транспортного средства – мужчина 1966 года рождения, управляя автомобилем Hyundai HD, не учел особенности транспортного средства, допустил наезд маршрутного транспортного средства на препятствие – опору уличного освещения».
В тот момент в маршрутке было, по некоторым данным, 5 пассажиров. Спустя три дня после ДТП двое из них – женщина 1984 года рождения вместе с дочерью 2005 года рождения – обратились с жалобами на состояние своего здоровья. Девочка была госпитализирована в первую горбольницу Серова с сотрясением головного мозга, у мамы диагностирован перелом ребра справа.
Обращение предпринимателей Иванова, Каторгина и Андреевой в редакцию не простая забота о серовчанах. В марте администрация города провела очередной конкурс – разыгрывались несколько маршрутов, в числе которых №2, №7-2, № 12-д. Право осуществлять перевозки выиграл предприниматель Иванов.
Однако ранее работавший на «двойке» предприниматель Токарев, как утверждает Александр Иванов, отказался уходить с маршрута.
– Вот до чего дорабатываются: в машине заклинило рулевое, водитель выезжает на пешеходный переход, валит знак остановки, валит фонарный столб. Благо чудом не задавили ни одного пешехода, – говорит показывая рукой на фотографию с места апрельского ДТП Александр Иванов.
Дело, по словам обратившегося в редакцию Александра Иванова, не только в том, что из-за неисправности автобуса предпринимателя Токарева произошло ДТП, а еще и в том, что конкурент ведет работу без согласования с администрацией города.
– То есть «пиратским способом»: захотел выехал, захотел – не выехал. Администрация ведет разбирательство, но я не знаю какие меры примут. Суть в том, что если так будем и дальше работать, «прославимся» опять в области, – сказал Александр Иванов.
Предприниматель Иванов утверждает, что выиграл пять маршрутов, все и обслуживает.
Автобусов-то маловато будет?
Юрист ООО «Серовское АТП №1» Михаил Шульмин утверждает, что выигранные маршруты предприниматель Иванов не обеспечил транспортными средствами для пассажирских перевозок в нужном количестве.
– Долгое время на маршруте №2 работал предприниматель Токарев. Потом конкурс выиграл Иванов. Но приступить к обслуживанию маршрута не смог. Может потому, что не хватает автобусов. Точно знаю, что водителей у него нет, и работать идти к нему особо никто не хочет, – говорит Михаил Сергеевич.
Сейчас предприниматель Токарев написал жалобу в Антимонопольную службу, в которой указал о недобросовестной конкуренции.
– На конкурсе предприниматели Токарев и Иванов показали нужное количество транспортных единиц для того, чтобы получить право осуществлять перевозки по этому маршруту. Машины Иванова оказались новее. Но они были пригнаны из Карпинска и Краснотурьинска, – утверждает Михаил Шульмин.
Конкурс предприниматель Иванов выиграл. Комиссия посчитала, что транспортные средства, необходимые для обслуживания маршрута, у него есть. 17 марта Александр Иванов должен был выставить на линию 17 автобусов, по маршрутам №7-2, №2, №12-а, №12-д и №24. Как говорит Шульмин, на маршрут №24 выехали только два автобуса.
– Чтобы выиграть конкурс, Александр Иванов взял в аренду 20 единиц транспорта: 10 – у предпринимателя Каторгина, 10 – у предпринимателей Краснотурьинска и Карпинска. Эти транспортные средства и договоры аренды на них он показал конкурсной комиссии, что разрешено законом. Но приступить к обслуживанию маршрутов Иванов не смог, так как договора были, а автобусов – не было, – утверждает Михаил Шульмин.
Старый девиз «все подвергай сомнению» привел 6 мая корреспондента «Глобуса» на автовокзал. Никто из опрошенных маршрутчиков на «двойке» не признался, что работает у предпринимателя Иванова. Зато четыро опрошенных водителей утверждали, что трудятся у предпринимателя Токарева.
– Водители работать к Иванову не пошли, соответственно, он и автобусы поставить на маршрут не смог, – говорит Михаил Шульмин.
Штрихи к «портрету»
Незадолго до визита перевозчиков в редакцию, в «Глобус» обратились обеспокоенные кондукторы, работающие у предпринимателя Токарева. Женщины переживали как раз из-за того, что на маршруте курсируют автобусы двух предпринимателей. Жаловались на Иванова.
– Он – грубиян. Ведет себя по отношению к сотрудникам неуважительно, постоянно кричит и допускает оскорбления, – сказала одна из женщин, пожелавшая остаться неизвестной.
То, что предприниматель Иванов, ведет себя порой некорректно, подтверждают и водители.
Впрочем далеко не все водители могут назвать деятельность и Михаила Шульмина, который раньше возглавлял автотранспортные предприятия, а теперь официально оказывает юридические услуги в сфере пассажирских перевозок, однозначно порядочной.
Конкуренция между перевозчиками в Серове присутствует столько же, сколько в этом бизнесе работают частники. Жаль пока не слишком видно того, к чему в рыночных условиях конкуренция должна привести – улучшения качества услуг и условий труда работников автотранспортных предприятий. Зато нет-нет да и случится скандальчик.
А у горожан недовольство сферой пассажироперевозок есть: то приходится ездить на старых ПАЗиках, кому-то было удобно добираться на работу по одному маршруту, а теперь нужно по другому, то маршрутки в вечернее время с улиц просто исчезают, хотя вроде должны ездить.
Приглашаем высказаться заинтересованные стороны и пассажиров.
«Глобус» вернется к теме.