Юрий Юдин был десятым в туристической группе студентов Уральского политехнического института. Под руководством Игоря Дятлова они в январе 1959 г. пошли в лыжный поход по Северному Уралу. В начале маршрута в Ивдельском районе они выехали на попутной машине из посёлка Вижай до посёлка Второй Северный. Машина была открытая, бортовая. Юдина продуло и у него прихватило спину – радикулит. Дальше он продолжать поход не мог, с такими болями в спине он бы только задержал группу.
28 января в заброшенном посёлке геологов Второй Северный он простился со своими товарищами. Своему другу Юрию Дорошенко отдал безрукавку, а Людмила Дубинина при расставании подарила ему оберег – маленького самодельного медвежонка, изготовленного из ниток. Есть несколько снимков из фотоальбома дятловцев, на которых запечатлены
моменты этого теплого расставания Юрия Юдина с друзьями. Кто бы мог подумать тогда, что он видит их живыми последний раз и расстаются они навсегда.
Группа из 9 туристов пошла по маршруту дальше на север, а Юрий набрал образцы камней из кернохранилища в свой рюкзак для геологического музея своего института и вернулся назад в Свердловск.
В свои зимние каникулы он лечился и отдыхал дома в деревне Емельяшевке Табаринского района Свердловской области.
Мама Юрия не могла нарадоваться, что её младший сын в каникулы отдыхает дома, возле неё, а не мёрзнет где-то в очередном походе.
Вернувшись в институт, Юдин узнал, что его товарищи не вернулись из похода и организуются спасательные группы для поиска пропавших в Ивдельском районе дятловцев.
Потом были долгие поиски 9 погибших туристов, велось следствие по факту их гибели. Юрий участвовал в опознании своих погибших товарищей и вещей, которые были в экспедиции. Чем мог, помогал следствию. Потом были похороны погибших туристов. Тысячи свердловчан провожали их в последний путь. Он тяжело переживал утрату и винил себя в том, что сошёл с маршрута и не смог помочь ребятам в походе в то время, когда они погибали. Следователь Л.Н. Иванов тогда сказал ему: «Ни в чём себя не вини. Если бы ты пошёл с ними, то был бы десятым».
Могло ли присутствие Юдина в походе повлиять на события? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Но это – не исключено. Бывает, что присутствие или отсутствие одного человека в коллективе как-то влияет на ситуацию в целом. Если бы дятловцы не дошли до этого злополучного перевала в этот день или перешли его и спустились вниз к лесу, то могли остаться живыми.
Руководители Свердловской области заставили следователя Л.Н. Иванова закрыть это «Дело». Давление первых лиц области на следствие надо рассматривать в комплексе с той обстановкой, с той идеологией, в которой тогда жила страна. Если бы Л.Н. Иванов продолжал расследование и сделал заключение, что туристы погибли от агрессии «огненных шаров» (НЛО), то это был бы подрыв материализма, коммунистического учения, а значит – и советского строя. Все первые лица в Свердловской области, да и в Москве, это понимали. Вот и приказали следователю «абсолютно всё засекретить, опечатать, сдать в спец. часть и забыть об этом».
Но чисто по-человечески первый секретарь обкома Кириленко А.П. проявил себя в таком эпизоде. Уже после похорон дятловцев, он вызвал к себе в кабинет ректора УПИ Сиунова Н.С. и студента Юрия Юдина. Тогда, при встрече, он подошёл к Юрию и по-отечески обнял его. В советское время руководители страны не могли признать, что дятловцы погибли из-за агрессии НЛО. Это можно понять, это — объяснимо. Но почему сейчас, спустя 55 лет, государство открещивается от темы гибели этих туристов? Мне это непонятно.
Идут нападки на страну: от народа что-то скрывают, там были испытания какого-то оружия, их убили и прочее в том же духе. А что ещё думать людям после непонятной и необъяснимой смерти девяти опытных туристов? Но официальные органы не хотят заниматься этой трагедией. На обращения граждан и общественных организаций отвечают стандартными отписками: «дело» закрыто 28 мая 1959 года, основания для возобновления следствия отсутствуют». Для того чтобы поставить точку в этой трагедии, следственным органам надо снова провести расследование этого «дела» и сделать честные выводы.
Гибель друзей оставила такой тяжёлый отпечаток в душе Юдина, что эту боль он пронёс через всю свою жизнь.
После окончания института, Юрий работал экономистом в плановом отделе на магниевом заводе в г. Соликамске. Он поехал туда по распределению, как молодой специалист, и прожил в этом городе всю жизнь.
Активно занимался общественной работой. Он организовал на своём предприятии, а потом и в городе туристический клуб «Полюс», руководил им, и соликамские туристы ходили в походы по всему Советскому Союзу. Последние годы Юрий Ефимович работал заместителем Главы города Соликамска. Как заметил председатель Фонда «Памяти группы Дятлова» Кунцевич Ю.К., «на этом посту он был принципиальным и справедливым и за это начальство его не любило». Впрочем, таких и в других местах не жалуют.
Раньше я мало что знал об этой трагедии на Северном Урале. Но необычный случай подвигнул меня подробно изучить материалы и публикации на эту тему. Свою версию гибели туристов я написал в 2006 г. и передал её председателю туристического клуба УПИ. Она основана была на том, что в 2002 . в Ивдельском районе я видел необычный световой агрегат, реагирующий светом на мой взгляд и приближение ко мне «по взгляду» качающихся фонарей.
Аналогичное явление видел во время ночёвки в лесу в августе 2002 г. инспектор заповедника «Денежкин Камень» Рудковский В.С.
Эти свидетельства я приложил к материалам гибели группы Дятлова. Всё совпало и логично объяснилось. Даже необъяснимые и неотложные поступки и действия погибших ребят. Так и родилась эта версия, перешедшая со временем в уверенность. А потом в архиве было обнаружено документальное доказательство: дятловцы успели два раза сфотографировать это НЛО.
В 2009 г. в Екатеринбурге я встретился и познакомился с Юрием Ефимовичем Юдиным. Эта встреча состоялась в Фонде «Памяти группы Дятлова» и мы проговорили с ним часа два. Конечно же, наш разговор вертелся вокруг одной темы: причины гибели его товарищей зимой 1959 года. Он был знаком с моей версией , а я уже знал, что его версия – испытание какого-то оружия, а потом – «зачистка» спецназом. Я был не согласен с ним, и мы довольно долго спорили на эту тему, приводили аргументы и доводы. С ним было интересно общаться. Он располагал к себе, к разговору, умел выслушать собеседника. Потом начал задавать мне неожиданные вопросы:
— А ты инопланетян видел?
— Нет на видел. Да и нет там никаких инопланетян. Предполагаю, что это был автомат, обследующий землю световым лучом. Он работает в определённых точках земли по заложенной в него программе. А дятловцы случайно на перевале попали в зону действия этого НЛО и погибли.
— А что чувствовал при этом? Боялся?
Я объяснил, что этот «световой агрегат» работает бесшумно и сначала вызывает только удивление: что это? Откуда? Чувство тревоги и опасности приходит потом, когда чётко улавливаешь связь между своим взглядом и приближением к тебе «качающихся фонарей». Один-два человека могут уловить эту связь, а в группе из девяти человек эту связь уловить невозможно.
«Качающие фонари» от НЛО приблизились к дятловцам по их взгляду, как самонаводящиеся ракеты, и необычное и забавное мгновенно превратилось в смертельно опасное. Так были у палатки тяжело травмированы ударной волной трое туристов. При этом они получили радиоактивное облучение. Это и стало причиной срочного ухода дятловцев полураздетыми из палатки. Время работы НЛО «на точке» — 4-4,5 часа. Всё это время продолжалось свечение на перевале. Из-за этого они не могли вернуться в палатку, из-за этого они не разжигали несколько часов костёр, чтобы обогреться. Замерзали, но опасались разжигать костёр, пока НЛО не покинуло перевал.
Мы не убедили друг друга и каждый остался при своём мнении. Но потом произошло то, что я никак не мог ожидать от своего оппонента. Юрий Ефимович предоставил мне информацию, которая косвенно подтверждала мою версию. Он извлёк из толстой папки вырезку из газеты «Труд» от 22 июля 1990 г. и предложил мне её прочитать. В статье «Ровно в 4-10» была информация о том, что 7 сентября 1984 г. пассажирский самолёт совершал рейс Тбилиси – Таллин. Зелёное облако летело за ним как привязанное со скоростью 800 км/час и на высоте 10 тыс. метров. Пилоты ощутили резкое повышение температуры в кабине самолёта, что может быть объяснено наличием мощного узконаправленного излучения. Экипаж этого лайнера подвергся радиоактивному облучению. После полёта их обследовали медики. Одна из бортпроводниц находилась в момент облучения в кабине самолёта и получила тяжелое кожное заболевание. Пилоты тоже были облучены и один из них через год умер.
Этой статьёй Ю.Е. Юдин предоставил мне доказательство, подтверждающее, что дятловцы могли получить облучение от НЛО. В этот день мы расстались с ним по-дружески.
Я встречался с Юрием Ефимовичем ещё несколько раз на ежегодных конференциях в Екатеринбурге, которые проходят в день гибели туристов 1-2 февраля в Фонде «Памяти группы Дятлова». Он всегда был настроен доброжелательно к людям, с ним было приятно поговорить, пообщаться.
Последний раз мы встретились 6 октября 2012 г. в Москве в гостинице «Звёздная». Телеканал «Россия-1» пригласил группу людей, занимающихся расследованием гибели дятловцев, на запись передачи «Дело-Х». Съёмка должна была состояться вечером на студии этого телеканала. А утром в наш номер пришли Ю.К. Юдин и председатель Фонда «Памяти группы Дятлова» Кунцевич Ю.К. Мы встретились и обсуждали предстоящую съёмку. Кунцевич Ю.К. вручил мне и Владимирову М.К. значки от общественной организации, которые громко и долго называются «орден Святого Георгия-покровителя всех разведчиков».
Потом машина от гостиницы увезла нас в студию. Передачу «Дело -Х» вела артистка Лидия Вележева. Попеременно в студию вызывали приглашённых на эти съёмки людей и эксперты задавали им вопросы. Каждый высказывал своё мнение о причинах гибели группы Дятлова. Меня пригласили ближе к концу съёмки, и я рассказал о том, что видел в Ивдельском районе в сентябре 2002 года, а потом отвечал на заданные вопросы. После меня, последним, выступал Юрий Ефимович и объяснял свою позицию о причинах гибели его друзей. Было заметно, что он очень волнуется, когда речь заходила о его погибших товарищах.
После съёмки на студии мы расстались и в тот вечер я его видел последний раз.
Он был в то время уже тяжело болен.
27 апреля 2013 г. он умер в Соликамске. Ушёл из жизни последний из дятловцев. Перед смертью он просил похоронить его в Екатеринбурге на Михайловском кладбище рядом с погибшими товарищами, а свой архив завещал Фонду «Памяти группы Дятлова». Он был похоронен рядом с друзьями – десятым. Судьба ему отмерила 54 года жизни после гибели группы Дятлова. Он прожил их достойно, но все эти годы жил с болью, с горечью утраты. Я посетил на Михайловском кладбище его могилу. Год прошёл со дня смерти этого хорошего человека. Пусть земля ему будет пухом.
14.04.2014.
Ю. Якимов
Североуральск