Дружелюбный к автомобилю — так характеризовался европейский город в 60-70-е гг. 20-го века. Но пришлось признать: чем дружелюбнее город к автомобилю, тем агрессивнее к людям. Для людей существует город или для машин? Ответом в Европе стали новые концепции развития городов: «Город коротких расстояний» в 70-80-е годы, «Город, ориентированный на человека» в 80-90-е, «Жизнь без автомобиля» в 90-2000-е, «Новый урбанизм» — 2000-е.
«Мы возвращаем город его жителям» — вот позиция новый урбанизма. Это приоритет пешехода, широкие пешеходные улицы, открытые площади. Это пять минут от работы до дома, до магазина, до ресторана и до остановки, а расстояние между любыми двумя точками можно преодолеть на общественном транспорте за 35 минут – такой проект города будущего.
Как мог бы выглядеть наш город по ново-урбанистским параметрам? Автомобильное движение автомобилей по периметру и за пределами Красноармейская – Фуфачева – Победы-Кирова (с переходом на Народную после ДХШ). Ну, может быть, еще по ул. Ленина. По границам точечно — организованные стоянки. А внутри этих границ – общественный транспорт, и отсутствует транспорт личный и частный. Чистые автобусы, с ежедневно моющимися чистыми салонами, двигаются с интервалом 5-7 минут по установленным маршрутам. По вызову работают такси – одной модели и одного цвета.
Чтобы люди могли почувствовать привлекательность ново-урбанистской модели, мир придумал 22 сентября – Всемирный день без автомобиля. В этой акции участвуют почти все развитые страны. На официальном уровне в прошлом году этот день провели, например, Москва и Казань (даже Собянин ехал на работу на метро). В этот день в Риме и Берлине отменяют плату за проезд на общественном транспорте. В Колумбии штрафуют на 165$ тех, кто на автомобиле. В Брюсселе, Париже, Нью-Йорке перекрывают улицы. Миллионы автомобилистов по всему миру ставят автомобили в гаражи и на автостоянки и прячут подальше ключи зажигания – чтобы почувствовать, каково это жить в идеальном городе, и заглянуть одним глазком в будущее.
Вот бы и нам присоединиться к этому празднику, еще есть время подготовиться. Уменьшить вредное воздействие на окружающую среду за 1 день, конечно, не получится, но заронить зерно сомнения в ежедневной необходимости автомобиля, изменить сознание людей – вполне возможно. Интересно даже просто посмотреть на пешеходный Серов.
С уважением, Вера Змеева