The Village разбирается, как поправки к закону об ОСАГО повлияют на автомобилистов и страховщиков
2 августа, 1 сентября и 1 октября вступили в силу несколько ключевых поправок к закону об ОСАГО (обязательном страховании гражданской ответственности). Хотя изменения в законодательстве готовились почти два года, суть их осталась многим не ясна. The Village предлагает всем автолюбителям узнать все что нужно о том, как изменились условия страхования.
Компенсацию можно получить быстрее
Срок выплат потерпевшему сокращается с 30 до 20 календарных дней. Уведомление об отказе в компенсации тоже придет на 10 дней раньше.
Ремонт вместо денег
Раньше в случае ДТП, где было повреждено имущество, водитель мог получить по ОСАГО только денежное возмещение. Теперь потерпевший может получить в качестве страховой выплаты направление на ремонт автомобиля, но только в случае, если у страховщика заключен договор со станцией техобслуживания. Если такой договор не заключен, то компенсация будет, как и раньше, только денежной.
Выросла максимальная сумма компенсации
С 1 октября лимит выплат по ОСАГО за нанесение вреда транспортному средству вырос до 400 тысяч рублей. Раньше максимальная сумма компенсации составляла 160 тысяч рублей.
Еще одна хорошая новость: отменяется общий лимит выплат при нескольких потерпевших в аварии и пропорциональные выплаты согласно полученному ущербу. Теперь каждый потерпевший в дорожном происшествии может получить по 400 тысяч рублей, даже если в аварию попало одновременно десять или двадцать автомобилей.
Страховать старые автомобили стало выгодно
Средний возраст российского автопарка довольно большой, он составляет около 11 лет. Это послужило поводом к следующему значительному изменению — снижению предельно возможного уровня износа деталей (этот фактор учитывается при определении размера страховой выплаты для ремонта автомобиля) с 80 до 50 %. Если раньше страховать старые автомобили могло быть невыгодно, теперь желающих получить страховку прибавится. Сниженный порог означает, что старый автопарк и изношенные запчасти будут обновляться за счет ОСАГО, а это может сказаться на прибыли страховщиков. Компенсировать убытки страховые компании могут повышая цену полиса.
ОСАГО начнет покрывать утрату товарной стоимости
Замена деталей, мелкие повреждения в результате аварий, царапины и расколотый бампер приводят к потере товарной стоимости — цена автомобиля при перепродаже падает из-за каждого, даже минимального, изъяна.
Раньше при подсчете страховых выплат показатель утраты товарной стоимости (УТС) не учитывался, поскольку его определение довольно субъективно. В частных случаях автомобилисты добивались компенсации УТС по ОСАГО, но только в судебном порядке.
Теперь УТС официально вводится в систему страховых выплат по ОСАГО. Этот пункт может привести к значительному росту убытков среди страховщиков, поскольку УТС не входит в расчет стоимости восстановительного ремонта и у него нет единой методики подсчета. Это также может повлиять на повышение тарифов ОСАГО.
Увеличатся выплаты по ДТП, оформленным по европротоколу
В случае ДТП у водителей столкнувшихся машин есть три варианта: если повреждения небольшие, они разбираются между собой на месте; если повреждение более серьезное — дожидаются сотрудников ГИБДД, которые оформляют протокол; третий вариант — участники ДТП оформляют европротокол сами без сотрудников автоинспекции, страховщиков и других помощников. Действовать по третьему сценарию можно с 2009 года, но раньше немногие автомобилисты выбирали именно его: максимальная выплата страховой по европротоколу ограничивалась 25 тысячами рублей. Теперь лимит повышается до 50 тысяч рублей, а если вы являетесь жителем Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области, по европротоколу можно будет требовать максимальную страховую сумму – 400 тысяч рублей. Но только при условии, что в страховую компанию позднее будет предоставлена фото- или видеосъемка, а также данные системы ГЛОНАСС или других навигационных систем.
Чтобы оформить ДТП по европротоколу, нужно:
1) Определить количество участников ДТП (не более двух транспортных средств, ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО);
2) Убедиться в том, что в аварии нет пострадавших;
3) Удостовериться, что сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей (или 50 тысяч рублей, если оба участника аварии заключили договоры страхования после 2 августа 2014 года);
4) Самостоятельно определить виновника происшествия и прийти к согласию по этому пункту;
5) Заполнить протокол.
Изменится система выплат при прямом возмещении убытков
Теперь, если в ДТП участвовало только два автомобиля, оба водителя имеют полис ОСАГО, а вред был причинен только имуществу, за выплатой можно обращаться только в свою страховую компанию.
ОСАГО будет продаваться по новым тарифам
Правительство опубликовало постановление, отменяющее действие некоторых законодательных актов в обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Оно опубликовано на официальном портале правовой информации, сообщает издание «Ведомости».
Постановление № 1017 от 7 октября признает утратившими силу постановления «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств», «Об утверждении правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» и «О внесении изменений в правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».
Без отмены этих постановлений не мог вступить в силу ряд новых положений Банка России, в частности «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» и «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», передает «Интерфакс». Теперь, в связи с утратившими силу постановлениями правительства, положения ЦБ вступили в силу. Уже с пятницы ОСАГО будет продаваться по новым тарифам.
1 октября ЦБ назвал ставку нового тарифа ОСАГО: для физлиц — владельцев прав категории В полис подорожает с прежних 1980 руб. на 23-30% — минимум до 2440 руб. и максимум до 2574 руб. Разница между этими двумя значениями — так называемый тарифный коридор, внутри которого страховщики смогут давать клиентам скидки и таким образом конкурировать.
Вместе с тарифом с 1 октября вырос и лимит выплат за имущественный ущерб по ОСАГО — со 120 000 до 400 000 руб. Следующее повышение тарифа ожидается в апреле 2015 г., когда вступят в силу новые лимиты выплат в связи с ущербом жизни и здоровью — 500 000 руб. вместо 160 000 руб.
Страхование автогражданской ответственности стало обязательным в 2003 г., с тех пор тариф не менялся ни разу. Правда, неоднократно пересматривались разные составляющие в структуре расчета стоимости (коэффициенты, учитывающие стаж, регион и др.), что отражалось на средней цене полиса.