Очередная антрепризный спектакль заезжих московских артистов в пятницу, 30 сентября, не был отменен, как случилось с двумя предыдущими, и собрал почти полный зал Дворца культуры металлургов.
Раиса Рязанова сыграла маму, которая решила не отставать от 40-летней дочки. Фото Дмитрия Скрябина.
Спектакль прошел с большим успехом. Зрители, едва выйдя из фойе на улицу, по сотовой связи спешили поделиться восторгом от увиденного с близкими и друзьями.
Солировала в постановке актриса Раиса Рязанова, исполнительница главной роли экстравагантной и энергичной дамы. Мы знаем ее, в основном, по кинофильмам. Помните, как герой фильма «Москва слезам не верит» Николай сказал родителям, к которым приехал на дачу: «Это моя Тоня!», а Тоня зарделась и смущенно спряталась за его плечо.
За неловким жестом, смущенным взглядом виден стал скромный характер сельской девчонки. Родители парня радостно переглянулись: такая невестка им была ко двору.
«Тоня» — Раиса Рязанова, через 30 лет после премьеры оскароносного фильма приехала в Серов.
На сцене в это вечер был еще один узнаваемый актер: Анатолий Кощеев, исполнитель роли прапорщика Данилыча из телесериала «Солдаты».
В лирической комедии Л. Корсунского «Незамужняя женщина» мы увидели ироничную, немного грустную историю двух женщин – мамы и дочки.
Обе решили выйти замуж: дочка – потому что давно пора, мама – потому что так решила бороться с «эгоизмом» кровиночки, намеренной стеснить ее на 1-комнатной жилплощади.
Вокруг взаимоотношений двух странноватых пар, двух вечных противоречий – мужчины и женщины, отцов и детей – и закручено действие.
В репликах, поступках, мечтах главных героев было немало узнаваемого, прочувствованного едва ли не каждым, пожившим на этом свете.
Тем ценнее естественность, искренность и органичная эмоциональность актеров, показывающих в общем-то шаблонные, сто раз использованные сценарные приемы, призванные придать достоверность театральному отражению действительности.
Но, не имея своего к этому отношению – как сыграть любовь, точные эмоции, правдивое выражение лица героя?
Потому наш короткий разговор с актерами после постановки был не о спектакле и не о ролях, а о важном в жизни, об общечеловеческих ценностях.
Анатолий Кощеев, исполнитель роли забулдыги-романтика Комарова:
– Ваша публика отлична от столичной своей естественностью. Нет снобизма, а есть живое человеческое восприятие. Такая идет за тобой. Ну в поту весь к концу спектакля, и что? Зато какое удовольствие от приема такого благодарного зрителя! В столице этого нет.
– Вы и так известны. Но признание снова и снова нужно актеру? Или важнее материальная сторона при поездке с антрепризой?
– Ну повезло, стал популярным. Не буду скрывать: многие едут на гастроли из-за заработка. На одну зарплату и при советской власти актеры драматического театра не очень-то хорошо жили, а сейчас тем более. Особенно, когда заканчиваются киносъемки и работаешь только в театре. Поэтому, если есть возможность, большинство от антрепризы не отказываются.
– Давно последний раз ездили с антрепризой?
– Кстати, в подобной поездке я давно не бывал. А сейчас вдруг понял – не из-за денег ездим в небольшие города. Понимаете, когда уже который день подряд видишь вот такой, как здесь, прием, извините за откровенность, изголодавшегося зрителя… Немногие артисты ездят в провинцию. Могу сравнить их с разночинцами 19 века, которые так шли в народ. Но для такого народа мы готовы работать и за полцены.
– Есть кино и есть театр. Для нас игра актера в них одинаково интересна..
– Кино – это техника, монтаж, свет, кадр, музыка, стоп кадр. А театр – это живое. Вы, зрители, сидящие в зале, – живые, и мы – такие же живые. Согласитесь, такое общение – это лучше, чем когда ты не видишь друг друга. Дыхание зала, молчание зала, смех зала… Благодаря этому мы и живем.
– Сегодняшний спектакль о взаимоотношениях, о чувствах. А еще о чем?
– Ребята, жизнь вдвоем с любимым человеком – это ответственность прежде всего перед собой, перед тем, кого ты любишь. И если у тебя это заложено твоими родителями, заложено твоим родом, то ты вполне счастливый человек. Я, например, венчался со своей супругой через много лет после нашей встречи и женитьбы. Долго жили просто так, потом поженились, а через много лет венчались.
– Вас знают по сериалу «Солдаты» и роли прапорщика Данилыча. Не боитесь остаться актером одной роли?
– Сегодняшний серовский зритель, как и вчерашний, и позавчерашний, увидел, что я – не только Данилыч. А выбор роли, которую играю на сцене или в кино, во многом зависит от режиссера.
Раиса Рязанова, народная артистка России, в спектакле – энергичная мама.
– Что для вас значит выражение «Незамужняя женщина»?
– Пустой звук. Я не замужем, и мне хорошо. Была когда-то однажды, и мне хватило. Есть сын. Ему уже 40 лет, а моему внуку 20.
– Как вы считаете, можно ли паре жить без печати в паспорте?
– Если просто любишь, то печать совсем не обязательна. А если выходишь замуж и преследуешь какую-то другую цель, то, наверное, нужен штамп: чтобы потом алименты были, чтобы наследство досталось тебе. Но это уже другая история.
– Кто должен первым сделать шаг: мужчина или женщина?
– Это так индивидуально… Иногда он, бывает, стесняется, боится. Но стоит его чуть-чуть подтолкнуть и все – он твой. Из таких, возможно, получаются неплохие отцы семейства. Но как потом в семье ему будет?
– Сегодня вы играли, наверное, немного себя?
– Да.
Анжелика Вольская, по роли – 40-летний «синий чулок»:
– Важно ли для женщины быть замужем?
– Кому как. Я замужем, сыну 20 лет.
– Один раз заключали брак?
– Один? Ой, два! Забыла… Сейчас второй раз, и оба моих мужа – актеры. Штамп не очень-то и нужен: какая разница, все люди свободные. И не в плане каких-то пороков, а в том, что мы же друг другу доверяем. Зачем тогда нам эти бумажки?
– Как вам сегодняшняя публика?
– Очень хорошая, доброжелательная, отзывчивая. И я так понимаю – не очень-то избалованная антрепризными показами. Поэтому, наверное, на театральные гастроли ваши жители приходят так дружно, хорошо.